Конспекты: Aeroxo. Коммерческие БЛА. Автономное выполнение миссий

22.11.2015

В рамках Конференции и выставки Robotics Expo 2015, Владимир Спинко, главный инженер проекта Аэроксо, представил рассказ о перспективах коммерческого использования БЛА. Представляю вам конспект выступления. 

Расскажу кратко о нашей разработке конвертопланов, а затем поделюсь идеями применения, которые возникали в этом году. 

О компании. 

Компания Аэроксо - резидент фонда Сколково, получили также частные инвестиции. Всего в компании в данный момент работает около 20 человек. Основной офис - в Казани, там занимаемся разработкой и мелкосерийным производством. В Москве - лаборатория, представительство и центральный офис. Также есть представительство в Нью-Йорке. 

Что сейчас делается на рынке БЛА? Известные проблемы БЛА самолетного типа - необходимость использования катапульты. Наверное 99% всех БЛА самолетного типа запускаются с катапульты. Соответственно, подготовка к старту - это минимум час и два человека. При посадке перегрузки могут достигать 15g, а точность редко превышает 100 метров от заданной точки. Сейчас в Израиле добились повышения точности до 20 метров, и это считается заметным достижением. 

Основная проблема коптеров - это существенные ограничения по дальности полета и по длительности полета. 

Мы занимаемся разработкой конвертопланного решения, объединяющего преимущества коптерного и самолетного решений. 

 

 

Взлет вертикальный, в полете двигатели поворачиваются и подъемная сила крыла обеспечивает полет по-самолетному. 

Линейка продуктов у нас сейчас состоит из четырех аппаратов.

Два 7-килограммовых - бензин и "электричка". На них уже принимаем предзаказы на 3q2016-4q2016. 30-кг машины пока что находятся в стадии заводских испытаний. В разработке также маленькая машина с 0.5 кг полезной нагрузки - потребность в ее разработке возникла в связи с одной интересной идеей о которой сегодня расскажу.

 

Сейчас ведем разработку облачной платформы обработки информации. 

Рынок БЛА очень велик и быстро растет. Наши надежды связаны в основном с рынком коммерческих беспилотных систем и там также отмечается быстрый рост. По различным прогнозам $5 млрд к 2020 году скорее всего увидим. 

(Прим. АБ: еще прогнозы по рынку БЛА можно найти здесь). 

Пока что мы себя ограничиваем взлетной массой в 25 кг для ERA-51 для России, с той точки зрения, что для таких аппаратов не нужна специальная сертификация. Все, что выше требует сертификации - это дополнительные расходы, несвоевременные для начинающей компании. 

 

Каким бы ни было конкретное применение БЛА, можно выделить 5 важных для потребителя характеристик. К сожалению, эти характеристики взаимосвязаны и не получается что-то существенно улучшить, не проиграв в каких-то других. Например, стоит повысить грузоподъемность, вы как правило проиграете в дальности полета, скорости и стоимости решения. Повысив многозадачность за счет установки нескольких сенсоров, вы также проиграете в стоимости. 

Конечного клиента как правило не интересует чем и как вы будете выполнять ту или иную задачу, его интересует конечный результат и стоимость его получения. В принципе сроки получения результата тоже могут волновать.  Сейчас меньшая часть клиентов изъявляет желание купить решение и его самостоятельно эксплуатировать - абсолютное большинство предпочитает приобретать услугу, получая непосредственно те результаты, которые их интересуют. 

Как можно оценить стоимость услуги?

Прежде всего, есть стоимость борта, стоимость полезной нагрузки, стоимость услуг оператора и сопровождения. Автономное использование БЛА открывает грандиозные возможности, поскольку на одного оператора можно "посадить" условно неограниченное число беспилотников.  

На примере решения сельскохозяйственных задач, можно вместо одного большого БЛА с серьезной камерой задействовать несколько БЛА поменьше с менее дорогими (менее качественными) камерами. Такой подход обещает резкое удешевление. На нашем примере. Наш 7 кг борт с полезной нагрузкой до 1.5 кг стоит в 4.5 раза дешевле, чем 30 кг БЛА с 7 кг полезной нагрузки. 

Камера. Серьезная мультиспектралка, пусть они даже сегодня стали намного доступнее, но это все равно $30-40 тысяч.  Если ставить несколько камер, работающих в разных спектрах, это дешевле. Но, соответственно, требуется хороший софт, способный свести собранную с разных камер информацию в единое целое.  Начиная от маршрута полета и до синхронизации и обработки собранных изображений в различных спектрах. Тем не менее, софт дешевле, чем железо. 

Возможность использования группы БЛА, поддержка группового взаимодействия, - обеспечивает снижение суммарной стоимости решения. Это снижение стоимости полезной нагрузки на каждом отдельном борту. Даже если потерять в ходе выполнения задачи 1 небольшой борт, это уже не так грустно, как выход из строя более мощного БЛА, оснащенного дорогостоящей мультиспектральной камерой.

Конечно, есть важные требования - нужна высокая автоматизация. Грубо говоря после программирования маршрута оператор только нажимает кнопку, каждый из БЛА, входящих в группу автоматически взлетает, встает на маршрут, отрабатывает задачу в составе группы, возвращается и садится. 

Разумеется для этого на борту должны быть достаточные вычислительные мощности. Как правило, в современных БЛА задействованы микроконтроллеры, чьих вычислительных возможностей недостаточно для решения задач в составе группы. В последнее время на рынок выходят интересные решения от компаний Qualcomm, Intel, которые основаны на использовании многоядерных микропроцессоров, эти платы обещают достаточную вычислительную мощность для БЛА в составе группы, включая поддержку предобработки информации.

Из нашего опыта общения с клиентами. Даже те из них, которые вначале говорят, что им не нужна предобработка информации на борту БЛА, в итоге приходят к тому, что "но если можно сделать предобработку - это будет здорово". И понятно, что если, например, БЛА обследует, скажем, ЛЭП и находит критическое повреждение, то информация об этом, которая уйдет прямо с маршрута в режиме реального времени - будет весьма ценной.

 

Итак, что дает использование группы БЛА.  Это существенное повышение точности позиционирования. Если в чистом поле точность GPS 10-15 метров, то при использовании обмена данными о позициях между бортами группы, позволяет уточнить местоположение каждого с точностью до сантиметров! 

Повышает возможности передачи информации на пункт наземного управления. Если на обследование поля уходит один борт, то обычно пока он все не обследует, то ничего и не передает, поскольку периодически он удаляется за пределы дальности связи. Если над одной задачей работают несколько бортов в составе группы, то они могут использовать друг друга как рентрансляторы, оставаясь тем самым в "зоне радиовидимости" даже при удалении с "линии прямой видимости". Это позволяет производить онлайн-коррекцию действий группы. Например, повторые съемки каких-то фрагментом местности, которые желательно детализировать. 

Существенный выигрыш обеспечивает использование группы БЛА для задач триангуляции. Даже если у них плохонькие камеры, но при этом точное взаимное позиционирование, можно получать заметно более точные результаты. 

Ограничения в связи с использованием группы - это требования к высоким вычислительным мощностям на бортах. Нужны новые типы систем управления. Нужна высокая интеграция ПО полезной нагрузки - для синхронизации полученных данных. 

+ +

Ответы и вопросы

АБ: Какие ориентиры по ценам?  

ВС: Малые модели (ERA-51/52) - от $10 тысяч до $15 тысяч. Старшие модели (ERA-101/102) - $40-$55. Это цены без учета полезной нагрузки. Т.е. на моделях стоит штатная камера и система гиростабилизации, но клиент может опционально заменять их на другие, но уже в рамках отдельной стоимости. Можем продавать без штатной нагрузки, соответственно цены будут $10-13K и $40-50K. 

АБ: Как вы оцениваете спрос? 

ВС: Спрос уже есть, спрос хороший, мы не ставим выше цену, поскольку аппараты все же новые для рынка. Еще будет 21-я модель с ориентиром цены 1,1 млн руб. С этими ценами мы ожидаем, что получим положительную маржу. 

АБ: Каковы производственные мощности Аэроксо?

ВС: Сейчас у нас только мелкосерийка, можем делать 3 борта в месяц. Производство свое - в Казани, компоненты все покупные. 

АБ: А что делает лаборатория в Москве?

ВС: Здесь у нас несколько профессоров и студентов работают. В основном занимаются новыми системами управления, разработкой ПО. 

АБ: Какой контроллер применяете?

ВС: Texas Instruments. 

  Публикации

Последние материалы

Метки
AGV ai BVLOS DARPA DIY DIY (своими руками) DJI Lely pick-and-place RPA VTOL аватары авиация автоматизация автомобили автомобили и роботы автономные аддитивные технологии андроиды анималистичные АНПА антропоморфные Арт архитектура аэромобили аэропорты аэротакси безопасность безработица и роботы беспилотники бионика бионические больницы будущее бытовые роботы вакансии вектор вертолеты видео внедрения роботов внутритрубная диагностика водородные военные военные дроны военные роботы встречи высотные выставки газ Германия глайдеры горнодобыча городское хозяйство господдержка гостиницы готовка еды Греция грузоперевозки группы дронов гуманоидные дайджест Дания доение роботизированное доильные роботы дом домашние роботы доставка доставка беспилотниками доставка и роботы дронизация дронопорты дроны Европа еда железные дороги животноводство жилище захваты земледелие игрушки идеи измерения Израиль ИИ ИИ - вкратце инвентаризация Индия Иннополис инспекция интервью интерфейсы инфоботы Ирак Иран искусственный интеллект испытания исследования история Италия Казахстан как заработать Канада квадрупеды кейсы киборгизация кино Китай коботы коллаборативные роботы колонки коммунальное хозяйство компании компоненты конкурсы конспекты конструкторы концепты кооперативные роботы космос культура курьезы курьеры лабораторные роботы Латвия лесоустройство лизинг линки логистика люди и роботы магазины машинное обучение медицина медицина и роботы металлургия мнения мобильные роботы мойка море морские мусор мусор и роботы навигация надводные наземные военные роботы налоги наука научные научные роботы необычные нефтегаз нефть Нидерланды Новая Зеландия Норвегия носимые роботы ОАЭ образование образовательная робототехника обучающие роботы общепит общепит и роботы общество Объединенное Королевство октокоптеры онлайн-курсы робототехники опрыскивание офисные охрана и беспилотники охрана и роботы парники патенты персональные роботы пищепром пляжи ПО подводные подводные роботы подземные пожарные пожарные роботы поиск полевые роботы полезные роботы полиция помощники Португалия порты последняя миля потребительские роботы почта право презентации пресс-релизы применение беспилотников применение дронов применение роботов прогнозы проекты производство производство дронов происшествия промышленность промышленные роботы противодействие беспилотникам псевдоспутники работа развлечения и беспилотники развлечения и роботы разгрузка разработка распознавание речи растениеводство регулирование регулирование дронов регулирование робототехники рекорды рисунки робомех робомобили роботакси роботизация робототехника роботрендз роботренды роботы роботы и автомобили роботы и мусор роботы и обучение роботы и развлечения роботы и строительство роботы телеприсутствия роботы-транспортеры робошум рои рой Россия Руанда сад садоводство сайт RoboTrends.ru сбор урожая сборка заказов сварка связь сделки сельское хозяйство сенсоры сервисные роботы синтез речи склады склады и роботизация соревнования сортировка сотрудничество софт-роботика социальная робототехника социальные социальные роботы спорт спорт и дроны спорт и роботы спутниковая статистика строительство судовождение США такси телеком телеприсутствие теплицы теплосети термины терроризм тесты технологии техносказки торговля транспорт транспортные роботы тренды трубопроводы трубопроводы и роботизация уборка Украина уличные роботы участники рынка фотограмметрия Франция химия хобби-беспилотники ховербайки Хождение цифры частоты чатбот шагающие роботы Швейцария Швеция шоу экзоскелеты эко-дроны экология электроника энергетика этика (робоэтика) Южная Корея юмор Япония

Подписка: RSS, Email, Telegram
  Информация