Мощные и быстрые роботы готовы изготавливать крылья для Boeing 777 из композитных материалов
07.02.2016Американская компания
"Печатающая" головка AFP-робота. Фото: Mike Siegel/The Seattle Times, источник:
Такие машины в целом не являются новинкой на рынке, композитные части уже несколько лет производятся с использованием автоматики. Тем не менее, систему отличает повышенная скорость, гигантские размеры и высокая точность. В итоге одна из AFP-машин (Automated Faber Placement) способна печатать фрагменты крыльев длиной 33,5 метра и шириной 6 метров в части, рядом с фюзеляжем. Вторая машина прокладывает углепластиковые волокна, формируя структуру, обеспечивающую прочность крыла.
"Печатающая головка" весом в 1.7 тонны за один проход формирует поверхность шириной 760 см. За точные и быстрые движения отвечают пневматические актуаторы. Пленка разматывается с 20 катушек, установленных на головке. Проход вдоль всего крыла занимает порядка 10 минут. Поперечное движение занимает порядка 25 минут.
Автор фото: Mike Siegel/The Seattle Times, источник
Машины рассчитаны на непрерывный производственный цикл и снабжены системой лазерного контроля качества, которая привлекает внимание оператора в необходимых случаях. Лазеры, встроенные в головку, показывают фрагмент изделия, где по-мнению робота требуется внимание человека.
Точность и воспроизводимость результатов позволят инженерам Boeing разрабатывать конструкции, обладающие всё лучшими аэродинамическими свойствами. Как ожидается, начиная с лета новые машины начнут производить крылья и другие части для 777X. Это должно удешивить процесс производства, а также обеспечит выигрыш в весе конструкции.
Современный мир основан на конкуренции - в Японии крылья для Boeing 787 производит Mitsubishi Heavy Industries, используя совершенно иной технологический процесс, но разделенные на три части. В Объединенном Королевстве компания GKN использует AFP-машины для производства крыльев A350, также в виде трех частей, которые затем соединяются в единое целое. А вот дальше совсем интересно, Electroimpact передала интеллектуальные права на печатающие головки своих новых роботов компании Boeing, "чтобы она могла сохранять конкурентоспособность". Так что не исключено, что новое AFP-оборудование внедрят и конкуренты компании.
Для начала производства Boeing требуется две машины, для массового выпуска самолетов серии 777X понадобится 6 или более машин. В источнике можно посмотреть