Китайские гиганты электронной коммерции обращаются к автоматизации логистики
23.11.2017JD-X - ответвление китайского гиганта электронной торговли JD, занимающееся разработкой автономных беспилотников, логистических роботов и складских комплексов, обслуживаемых машинами.
В настоящее время компания трудится над разработкой так называемых “dark warehouses”, или “темных складов” - полностью автономных складских комплексов, обслуживаемых роботами. Как и в случае с “lights-out” производством, речь идет о неосвещенных объектах, лишенных всех необходимых сотрудникам-людям удобств.
Подход не новый, Rolls-Royce и ряд других компаний даже разрабатывают соответствующие автономные корабли.
Автоматизация сектора складского хозяйства - тренд глобальный, однако для Китая он особенно актуален, учитывая стремительное старение населения и рост стоимости наемного труда. Демографическая программа “в одной семье - один ребенок” не увенчалась особым успехом и сократила доступную на сегодняшний день базу наемных рабочих.
По данным National Bureau of Statistics Поднебесной, численность работников в возрасте 16-59 лет в 2015 году просела примерно на 5 млн человек! Логистические компании столкнулись с тем, что отсутствие рабочей силы на рынке ограничивает их деятельность даже больше, чем издержки.
Развитие электронной коммерции вынудило многих представителей индустрии приступить к автоматизации распределительных центров и складских помещений.
В 2012 году американский гигант Amazon приобрел компанию Kiva Systems за $775 млн - с тех пор они создали своеобразную “армию”, насчитывающую свыше 45 тысяч логистических роботов!
В октябре 2017 года JD анонсировал строительство первого полностью автономного “темного склада” в Шанхае. Его общая площадь составит порядка 16 тысяч квадратных метров.
Автоматизация складского хозяйства призвана оптимизировать рабочие процессы и повысить общую эффективность логистики. Для Поднебесной задача остается приоритетной - по данным 2016 года, издержки логистического сектора сопоставимы с 15% ВВП страны.
Разумеется, автоматизация имеет целый ряд ограничений. В частности, нет мгновенного выигрыша по издержкам, к тому же, далеко не все процессы поддаются автоматизации.
Шанхайский центр JD работает со смартфонами и еще некоторыми видами электроники - сравнительно простым в обработке товаром, в отличие, например, от одежды. И хотя стоимость труда неуклонно ползет вверх, в некоторых случаях привлечение сотрудников все же обходится дешевле и эффективнее. Особенно это касается развивающихся стран, например - Индии. В США все иначе - стоимость труда очень высока (от $15 до $18 в час), а процентные ставки низки - в таких условиях роботизация процветает.
Размер и вес упаковки имеют значение. Для работы с тяжелыми товарами, например, холодильниками, требуются более мощные (а следовательно - медленные) роботы. Системы JD Delta способны перемещать до 2.5-3 тысяч продуктов в час, однако вес упаковок должен укладываться в диапазон от 50 г до 3 кг. Мощные 6-осевые роботы, занимающиеся упаковками, вес которых составляет от 100 до 160 кг, перемещают один предмет за 10-12 секунд. Настоящие сложности начинаются при поступлении смешанных заказов.
Фотография: Tech in Asia.
И все же, будущее принадлежит роботам. Один маленький аппарат Delta действует в 10 раз эффективнее сотрудника-человека. Несмотря на то, что автоматизация логистики на данный момент повышает общий уровень издержек, в долгосрочной перспективе она отзывается оптимальным выбором.
Стоит отметить, что JD также занимается разработкой собственных курьерских роботов и вынашивает планы по развертыванию сети логистических БЛА в провинции Сычуань.
Американский Amazon планирует запуск постоянных доставок дронами до 2020 года, а пока проводит все новые тесты и согласования с регулятором FAA. Тесты проводили также Walmart, Google. А 7-Eleven провела 77 экспериментальных доставок совместно с партнером - Flirtey.
+ +