Космороботов прибавляется, обмануть ИИ станет сложнее, как будут учить наших детей?
11.03.2018Роботы на орбите - в космос отправится CIMON
В этом году на МКС появится очередной робот. Проектируемый в Германии
CIMON похож по форм-фактору на SPHERES и американский Astrobee. Диаметром 32 см и весом 5 кг, робот способен распознавать голос и лицо своего “хозяина”. Робот призван помогать на орбите немецкому космонавту Александру Герсту, когда он отправится на МКС. Свободно летая в модуле МКС, робот способен взаимодействовать с экипажем, он обеспечивает возможность группе ученых на Земле наблюдать за происходящим на МКС. Также робот способен выдавать по запросу различную информацию, в том числе показывая видео на встроенном экране. Робот способен выполнять роль телеоператора, фиксируя на видео процессы, за которыми ему поручено наблюдать.
Следует отметить, что по части “вооруженности роботами”, МКС находится на недосягаемой высоте, извините за каламбур. Нет страны, которая бы не строила планов послать на эту космическую станцию своего робота. Некоторым это удалось: на борту МКС, например, побывал миниатюрный японский робот-собеседник Kirobo, пробыл несколько лет на орбите американский Robonaut (в основном, в выключенном состоянии). Прошел испытания на МКС дрон SPHERES - свободно перемещающийся с помощью собственных двигателей на углекислом газе многогранник размером с футбольный мяч, - его спроектировали и построили в Нидерландах. Успешно работает гигантский манипулятор
ИИ против ИИ и человека
Ученые из Массачусетского технологического университета (MIT)
Для этого исследователи берут изображение легко идентифицируемого объекта, скажем, кошки, и дорабатывают его так, чтобы казалось, что на картинке какой-то всем понятный и столь же легко идентифицируемый объект, например, собака.
Ученые ставят перед собой сложную задачу - так обучить ИИ, чтобы он верно справлялся с идентификацией даже в тех случаях, когда обманывается мозг человека.
Зачем это нужно? Дело в том, что некоторые уже догадались, что помещая, например, различные картинки в поле зрения ИИ, его легко запутать. Распознающая система в таких ситуациях способна выдавать самые неожиданные и неверные ответы.
Учитывая какие роли сейчас принято возлагать на системы ИИ, это может привести к различным проблемам. Представьте себе, например, самоуправляемый автомобиль, который неправильно интерпретирует знак “проезд запрещен” только из-за того, что часть знака перекрыта веткой или на него неудачно упали лучи солнца?
Интересно, кто выйдет победителем из этого соревнования - в эксперименте MIT одна из двух нейросетей генерирует “обманные” изображения, а вторая пытается выявить “подделки”?
Как будут учить наших детей?
Среди трендов - цифровизация в целом, а в частности - геймификация, и все более широкое внедрение ИИ. Об этих трендах
Геймификация - это отражение древнейших подходов к обучению, практикуемых практически всеми животными. Игры - это способ получить необходимые навыки в безопасной среде, как правило, в нескучном варианте. Это стимулирует максимальную вовлеченность человека в процесс обучения, задействовать для этого все свои ресурсы. С годами геймификация вне всяких сомнений будет применяться в учебном процессе все более активно.
Искусственный интеллект уже применяется в ряде приложений, например, для контроля правильности выполнения заданий. Нет сомнений, что со временем будет расширяться сфера применения ИИ в учебном процессе.
Одно из наиболее интересных направлений, это использование ИИ для перехода к индивидуальному обучению. При таком подходе ИИ будет выстраивать программу обучения с учетом особенностей и уровня подготовки каждого ребенка, например, система обучения иностранному языку предложит юному спортсмену поговорить о футболе, а тому, кто не усвоил правила орфографии достанется больше грамматических игр.
Останется ли место учителю при таком подходе? Спорно. Вместо сегодняшней рутины, которой займется автоматика, учителю останется лишь наблюдать за прогрессом учеников, да следить за порядком в классе. Более того, при таком подходе есть немалая вероятность того, что ученики интеллектуально превзойдут учителя еще до окончания школы, ведь старшему поколению современные системы образования доступны не были.
+ +