Роботы “подлечат” мегаполисы?
06.08.2018В современном кино роботы не отличаются добрым нравом - они либо уничтожают города, либо сражаются в мегаполисах со злом, что неизбежно приводит к массовым разрушениям. В реальности дела обстоят иначе: в ближайшие годы автоматические системы смогут существенно сократить стоимость ремонта зданий и объектов инфраструктуры, а также выполнить ряд невыполнимых на сегодняшний день задач.
Робот Amplus в трубе. AQUAM CORP. Источник изображения:
В качестве примера можно привести телеуправляемое устройство Amplus, предназначенное для инспекции труб, канализационных и промышленных систем. Аппарат способен проникать через сужения вплоть до 10 с, а также может ползти к цели, независимо от направления потоков жидкости, их силы и давления. Длина устройства составляет порядка 40 см, ширина - около 6,35 см. С поверхностью (и пультом управления) устройство связывает кабель длиной около километра.
Aquam's Amplus ROV.AQUAM CORP. Источник изображения:
Amplus предназначен для оценки состояния труб в реальном времени: телеуправляемый аппарат можно загружать в систему водоснабжения через пожарные гидранты.
По данным разработчиков из американской компании Aquam, Amplus несет на борту цифровые HD-камеры, ультразвуковой сканер и гидрофон: практически исчерпывающий набор для выявления протечек, засоров и ржавчины, а также для диагностики состояния потока и толщины труб. В свою очередь, анализ подобных данных позволит разработать индивидуальный и бюджетный план по починке слабых мест, не требующей большого объема земляных работ.
Amplus может стать промежуточным звеном перед переходом человечества и градостроителей к “устойчивым городам”, ремонтом и обслуживанием которых займутся роботы. Задача подобных систем в будущем - постоянный автономный мониторинг и сбор данных, анализ и выявление уязвимостей на ранних стадиях и последующий ремонт объектов.
Интересно и то, что подобный подход скроет ремонтные мероприятия от простых людей: перекрывать дороги и загрязнять воздух выбросами CO2 попросту не потребуется. Превентивная диагностика и ремонт также сэкономят человечеству массу ресурсов: достаточно вспомнить планы исследователей из Объединенного Королевства, которые собираются задействовать дроны и технологии 3D-печати для ремонта дорожного покрытия - еще до того, как трещины в асфальте превратятся в выбоины. Красивая идея!
Еще одно преимущество систем, подобных Amplus, кроется в том, что такие устройства позволят выявить “трубы-долгожители”, не требующие ремонта в ближайшее время - и, соответственно, сэкономить на профилактике.
Aquam уже испытали устройство в Объединенном Королевстве, а в ближайшие месяцы постараются внедрить подобных роботов и в городах Северной Америки.
Следует отметить, что идея Aquam далеко не уникальна, использование роботизированной телеинспекции труб - это сейчас общепринятый метод в мире, практикуемый в целом ряде стран. Число различных моделей таких роботов давно перевалило за десяток и постоянно растет. В 2017 году калифорнийский спин-офф японского HiBot занялся разработкой комплексной аналитической системы, способной предсказывать риски протечек и поломок труб, опираясь на массу разнородных показателей: от данных предыдущих инспекций, до такой экзотики, как информация о состоянии почвы.
В 2017 году американские разработчики из Университета Невады представили автономного робота для инспекции состояния мостов - машина справляется с анализом быстрее и точнее людей, обходится дешевле услуг специалистов и не требует остановки трафика.
Между тем, в 2018 году в американской компании RoadBotics задумались о том, чтобы сопоставлять данные с камер смартфонов автомобилистов с их координатами, а затем использовать облачную платформу и машинное обучение для сбора информации о состоянии дорожного покрытия.
По материалам: