Роботы-дефектоскопы Диаконт поработали в Ярославле, Тюмени и Екатеринбурге
21.08.2018О роботах-дефектоскопах, или как их еще называют роботах телеинспекции, мы рассказывали не так уж давно. И если в большинстве заметок про роботов обычно идет речь о многочисленных и разнообразных зарубежных новинках, то дефектоскопия - одна из тех областей робототехники, где есть и успешные российские производители. Это ГК “Диаконт” из С.Петербурга. Компания разработала робота для дефектоскопии еще в “нулевые годы” и затем вела его испытания и модернизацию, добавляя поддержку новых технологий.
Инспекционный робот Диаконт
Гусеничный робот компании рассчитан на обследование труб диаметром от 500 мм до 1400 мм, - робот движется по ним со скоростью до 40 метров в час. Вес робота - около 100 кг. Верхний трак позволяет использовать дефектоскоп на наклонных участках трубопровода.
Робот позволяет удаленному оператору проводить визуальный осмотр внутренней поверхности трубопровода - видеопоток со встроенной цифровой камеры поступает на монитор по кабель-тросу.
Также робот позволяет вести магнитный контроль стенок трубопровода методом переменного намагничивания. Это позволяет выявить сплошную, язвенную и сквозную коррозию, в том числе под слоем отложений. На основе полученных данных можно прогнозировать остаточный ресурс обследованного участка трубопровода и принимать решение о необходимости немедленного ремонта, а также устанавливать новый срок эксплуатации трубы. Применение робота позволяет сократить объем необходимых земельных работ, а значит и расходов на содержание теплосети.
Нерешенной пока что остается проблема, связанная с тем, что робот не может удалиться от точки входа на слишком большое расстояние - мощности его двигателя перестает хватать для того, чтобы тащить за собой кабели и трос.
Технология исследования трубопроводов с помощью робота-дефектоскопа используется в С.Петербурге. Роботизированный комплекс успешно продается, в частности, роботизированные дефектоскопы закупили в Казахстан. Этим летом робота компании “Диаконт” можно было встретить сразу в нескольких городах нашей страны.
В частности, в Ярославле в этом году впервые провели диагностику участка тепломагистрали с помощью роботизированного комплекса ГК “Диаконт”. Диаметр исследуемой трубы - 700 мм.
В Тюмени летом проводила внутритрубную диагностику сетей теплоснабжения Урало-Сибирская теплоэнергетическая компания. В экспериментальном режиме задействовали робототехнический комплекс “Диаконт”. Кроме поиска повреждений трубопровода измеряли также остаточную толщину стенок и искали незаконные врезки.
В конце июля завершились испытания участка тепломагистрали диаметром 800 мм в Екатеринбурге. Здесь уже знакомы с роботом “Диаконт”, работали с ним еще в 2012 году, когда возможности робота были скромнее. На этот раз удовлетворение от работы с роботом у тех, кто его использовал, намного больше! И не удивительно, скорость робота выросла в несколько раз, к тому же расширились его диагностические возможности.
С кратким каталогом роботов-дефектоскопов для инспекции трубопроводов можно познакомиться на RoboTrends.ru. ++
Такие роботы, даже несмотря на ограничения их работы со временем будут очень востребованы. Сейчас их мало применяют поскольку стоимость таких исследований и оборудования не удаётся включить в тариф и компании всё делают на собственные средства. Исследования труб специальными приборами или роботами намного точнее и полнее показывают их состояние если сравнивать их с обычными опрессовками, которые позволяют выявить лишь сквозные дыры и неплотности. В Тюмени в этом году проводились масштабные работы по обновлению теплосети, видимо с этим в первую очередь связана работа такого робота, оценивали состояние старых труб и их ресурс.
Сергей, вы правы. Думаю, что регуляторику подтянут, особенно сейчас, пока "цифровая экономика" в повестке, включат исследования в тариф. Разработчикам роботов все же хорошо бы решить две проблемы - увеличить скорость сканирования, а с ней и скорость движения, а также увеличить дальнодействие робота, чтобы у него хватало силенок и массы для того, чтобы тянуть провод где-нибудь на 1 км. Либо вообще убрать провод и добавить ему автономности хотя бы для линейных сценариев. Пусть сбегает в трубу и обратно, и привезет записи исследования, тогда дальность может и вовсе в километрах. Впрочем, думаю, что заказчики уже все свои хотелки производителям не раз озвучили.