Робомобили - когда уже?!

30.09.2018

Гиганты автопрома, отдельные мегаполисы и даже целые страны вовсю готовятся к моменту, начиная с которого человек уберет ноги с педалей и отставит в сторону руль - дороги будущего принадлежат роботизированным электрокарам. 

Источник изображения: pixabay.com

 

От такого будущего нас отделяет последняя серьезная проблема - несмотря на обилие аварий, среднестатистический человек по-прежнему остается куда более сообразительным и гибким водителем, чем самый совершенный алгоритм.

Между тем, вождение остается одной из самых сложных областей, с которой регулярно сталкивается большинство взрослых людей. Сложность процесса обусловлена потребностью в непрерывном обновлении “карты” окружающей среды, - в этом процессе одновременно принимают участие сенсорные, моторные и когнитивные системы.

Операция, которая на первый взгляд кажется процессом формализованным и линейным, на самом деле складывается из массы действий - и их интегрированной “выжимки”.

Сразу за беглым взглядом на зеркала заднего вида следует молниеносная расшифровка визуальной информации, в ходе которой мозг водителя отделяет тень на дороге от наклонившейся над проезжей частью “физической” ветки дерева. При повороте, память услужливо “поднимает” пласт, связанный с тысячами аналогичных ситуаций, а разум “прикидывает” расстояние до светофора, анализирует цвет и время до потенциального переключения, интерпретирует значение выражения лиц и жестов других водителей. На основе всей этой информации принимается решение об увеличении скорости или торможении, сопоставленное с плавностью нажима на педаль и учетом специфики конкретного авто, включая его нагрузку и возраст.

Кроме того, люди склонны принимать неформальные решения - стиль вождения может варьироваться и претерпевать серьезные изменения в зависимости от места - будь то университетский кампус, побережье вдали от города, поле или оживленный торговый квартал.

Помимо обилия “подзадач”, на которые мозг раскладывает процесс вождения в динамичных и изменчивых условиях окружающего мира, немаловажную роль играет человеческая интуиция и проведение параллелей. Так, увидев катящийся по дороге мяч, водитель машинально осматривается по сторонам в поисках ребенка.

Всех этих навыков у машин нет. У роботов есть HD-камеры, радары и лидары, а также детализированные карты с массой разнородных инструкций, формализующих примерное восприятие людей-водителей. Автоматика уже научилась работать в различных условиях (хотя туманы, снег и сильный ливень до сих пор остаются проблемой), с легкостью распознает пробки и получает информацию о строительных работах. Следующий шаг - научиться соединять все пазлы воедино.

Едва ли все эти проблемы видятся серьезной преградой. Вклад в развитие ИИ поступает из трех ключевых источников:

  1. Крупные корпорации продолжают дополнять колоссальные базы данных с камер и сенсоров обыкновенных авто, стремясь научить алгоритмы работе практически во всех мыслимых и немыслимых ситуациях.

  2. Рост вычислительных возможностей бортовых компьютеров существенно облегчает процесс вождения. Так, для обучения “флотилии” из 125 автомобилей, зачастую требуется порядка тысячи современных компьютеров “топовой” конфигурации, причем само обучение занимает по меньшей мере неделю. Эксперименты разработчиков и внесение поправок в наборы правил процесс перезапускают.

  3. Комплексные детализированные алгоритмы - ключ к успешному вождению. Там, где современная автоматика пасует (например, робомобили могут попросту не увидеть знак “стоп” в том случае, если на его поверхности будут наклеены стикеры), на помощь приходят новые интегрированные системы. Последние включают в себя как алгоритмы “сопоставления с образцом” (выполнения инструкций в зависимости от совпадения значений с тем или иным образцом), так и построенные на правилах нейросети (готовые обучаемые экспертные системы).

Несмотря на обилие проблем и проволочек, за десять лет индустрия совершила колоссальный прорыв. На дорогах уже появились десятки тысяч относительно безопасных робомобилей, а полная автоматизация транспорта - вопрос, можно сказать, решенный.

Даже в случае несовершенства алгоритмов соответствующих транспортных средств, “подвинуться” придется людям - внедрение роботизированного транспорта сулит уж слишком очевидные плюсы. К последним можно отнести деавтомобилизацию и расселение людей из мегаполисов, рост личной и общественной безопасности, а в перспективе - глобальное изменение стиля жизни всего человечества. Также стоит напомнить и о старении населения развитых стран, только в США число людей старше 65 лет перевалило за 47 млн, причем у 80% из них остаются водительские права. Преклонный возраст - еще не повод стареть, а потому, внедрение роботизированного транспорта вернет массе людей независимость и скрасит их жизни. В конечном счете, прежде, чем побегать по туманным горным тропам в экзоскелете, до гор еще надо как-то доехать…

Если верить исполнительным директорам, от массового распространения автономных авто нас отделяют.. месяцы. В 2015 году Маск предсказывал появление полностью автономной Tesla уже в 2018 году - аналогичные данные приводили в Google. Delphi и MobilEye намерены выпустить свои автономные системы в 2019 году - равно как и Nutonomy, который, как ожидается, выпустит тысячи беспилотных такси на улицы Сингапура. GM планируют запустить производство автомобилей без руля и педалей уже в 2019 году - за каждым из этих прогнозов скрываются колоссальные объемы финансирования.

Waymo уже испытывает свои робокары в Аризоне, а Tesla и другие продают машины с ограниченными алгоритмами автопилотирования. Будущее все ближе?

По материалам: axios.comtheverge.com. ++

  Публикации

Последние материалы

Метки
AGV ai AMR ARM BVLOS DARPA DIY DIY (своими руками) DJI eVTOL Lely pick-and-place RPA VTOL аватары авиация автоматизация автомобили автомобили и роботы автономные агродроны аддитивные технологии андроиды анималистичные АНПА антропоморфные Арт архитектура аэромобили аэропорты аэротакси безопасность безработица и роботы беспилотники бионика бионические больницы будущее бытовые роботы вакансии вектор вертолеты видео внедрения роботов внутритрубная диагностика водородные военные военные дроны военные роботы встречи высотные выставки газ Германия глайдеры горнодобыча городское хозяйство господдержка гостиницы готовка еды Греция грузоперевозки группы дронов гуманоидные дайджест Дания доение роботизированное доильные роботы дом домашние роботы доставка доставка беспилотниками доставка и роботы дронизация дронопорты дроны Европа еда железные дороги животноводство жилище захваты земледелие игрушки идеи измерения Израиль ИИ ИИ - вкратце инвентаризация Индия Иннополис инспекция интервью интерфейсы инфоботы Ирак Иран искусственный интеллект испытания исследования история Италия Казахстан как заработать Канада квадрупеды кейсы киборгизация кино Китай коботы коллаборативные роботы колонки коммунальное хозяйство компании компоненты конвертопланы конкурсы конспекты конструкторы концепты кооперативные роботы космос культура курьезы курьеры лабораторные роботы Латвия лесоустройство лизинг линки логистика люди и роботы магазины машинное обучение медицина медицина и роботы металлургия мнения мобильные роботы модульные мойка море морские мусор мусор и роботы навигация надводные наземные военные роботы налоги наука научные научные роботы необычные нефтегаз нефть Нидерланды Новая Зеландия Норвегия носимые роботы ОАЭ образование образовательная робототехника обучающие роботы общепит общепит и роботы общество Объединенное Королевство октокоптеры онлайн-курсы робототехники опрыскивание офисные охрана и беспилотники охрана и роботы парники патенты персональные роботы пищепром пляжи ПО подводные подводные роботы подземные пожарные пожарные роботы поиск полевые роботы полезные роботы полиция помощники Португалия порты последняя миля потребительские роботы почта право презентации пресс-релизы применение беспилотников применение дронов применение роботов прогнозы проекты производство производство дронов происшествия промышленность промышленные роботы противодействие беспилотникам псевдоспутники работа развлечения и беспилотники развлечения и роботы разгрузка разработка распознавание речи растениеводство регулирование регулирование дронов регулирование робототехники рекорды рисунки робомех робомобили роботакси роботизация робототехника роботрендз роботренды роботы роботы и автомобили роботы и мусор роботы и обучение роботы и развлечения роботы и строительство роботы телеприсутствия роботы-транспортеры робошум рои рой Россия Руанда сад садоводство сайт RoboTrends.ru сбор урожая сборка заказов сварка связь сделки сельское хозяйство сенсоры сервисные роботы синтез речи склады склады и роботизация смартроботы соревнования сортировка сотрудничество софт-роботика социальная робототехника социальные социальные роботы спорт спорт и дроны спорт и роботы спутниковая статистика строительство судовождение США такси телеком телеприсутствие теплицы теплосети термины терроризм тесты технологии техносказки тилтроторы ТНПА торговля транспорт транспортные роботы тренды трубопроводы трубопроводы и роботизация уборка Украина уличные роботы участники рынка фотограмметрия Франция химия хобби-беспилотники ховербайки Хождение цифры частоты чатбот шагающие роботы Швейцария Швеция шоу экзоскелеты эко-дроны экология электроника энергетика этика (робоэтика) Южная Корея юмор Япония

Подписка: RSS, Email, Telegram
  Информация