Военные роботы: на земле и в воздухе
18.11.2020Британская многонациональная оборонная компания QinetiQ поставила американской армии первую группу экспериментальных легких наземных роботов RCV-L (Robotic Combat Vehicle - Light). Четыре машины примут участие в полевых испытаниях вместе со средними роботами RCV-M, разработанными американским оборонным конгломератом Textron.
Испытания RCV-L, в рамках которых роботы сформируют переднюю линию “наступления”, за которой последуют люди, намечены на 2022 год.
Гибридные наземные роботы RCV-L разработаны на основе гусеничной роботизированной платформы EMAV американской компании Pratt Miller. Аппараты развивают скорость до 72 км/ч по пересеченной местности и способны нести на борту до 3.3 тонн разнородной нагрузки. Компактные устройства помещаются в грузовые отсеки конвертопланов V-22 и многоцелевых вертолетов CH-47 Chinook.
Первые RCV-L получили телеуправляемые турели Kongsberg CROWS-J, оснащенные пулеметом M2 Browning и пусковой системой противотанковых ракет Javelin. Роботы смогут выпускать небольшие мультикоптеры HoverFly, питаемые и управляемые по кабель-тросу - решение ограничивает дальность полета, однако обеспечивает беспилотники практически неограниченным временем работы.
Платформы способны перемещаться и идентифицировать цели без участия человека, однако не станут открывать огонь без подтверждения со стороны оператора. Разработка устройств укладывается в концепцию MUM-T (Manned-Unmanned Teaming, взаимодействие “человек-машина”) - как ожидается, легкие, средние и тяжелые наземные боевые роботы начнут поступать в американские войска к 2028 году. Поставками займутся Textron, Howe & Howe Technologies, Qinetic, Pratt & Miller, HDT Global и Oshkosh.
Как только первая четверка роботов пройдет все необходимые испытания, военные закупят по меньшей мере 16 RCV-L и RCV-M для более комплексного тестирования.
Помимо наземных систем, военные развитых стран активно развивают воздушные беспилотники. Особый интерес вызывают роевые системы и аппараты, относящиеся к концепции “верный ведомый”. В частности, не так давно завершились наземные испытания прототипа БЛА, разработанного Boeing Australia при поддержке Королевских ВВС Австралии - как ожидается, аппарат поднимется в воздух до конца 2020 года.
“Верные ведомые” предназначены для поддержки пилотируемых аппаратов - дроны проведут разведку, защитят ведущего от ракетных атак и даже нанесут ракетные удары по самолетам противника. ТТХ Loyal Wingman приближаются к характеристикам пилотируемых самолетов четвертого поколения, при этом дроны стоят намного дешевле и подходят для использования в качестве расходников - в сложных и опасных условиях такими системами можно жертвовать.
Новые дроны не заменят классические военные самолеты, однако существенно расширят возможности асов-людей, превращая традиционные истребители в воздушные командные центры, действующие за пределами радиуса действия систем ПВО противника.
“Верных ведомых” разрабатывают в Австралии, США, Китае и ряде других стран. Одна из ключевых американских программ получила название Skyborg.
Современные военные конфликты демонстрируют тренд, согласно которому роль героизма и человеческого фактора постепенно отходит на второй план, вытесняемая вкладом высокотехнологичных интегрированных систем, “умных” боеприпасов, сенсоров и современных военных доктрин. В ближайшие годы к вышеперечисленному арсеналу добавятся высококачественные наземные и воздушные роботы, отличающиеся невиданной ранее степенью автономности.
По материалам:
--