Умные роботы: массовая кастомизация?
01.07.2021Большинство потребителей предпочитают кастомизированные продукты массовым: одним требуется обувь, адаптированная под форму стопы, другие желают самостоятельно подобрать ингредиенты для свежего сока, иные стремятся обзавестись именной гравировкой или уникальными ювелирными изделиями. Универсальным требованием остается высокая скорость изготовления, универсальным решением для производителя становится роботизация.
В былые годы кастомизация требовала наличия специфических ноу-хау и высокого уровня экспертной подготовки - ряд современных систем, таких, например, как AutoSaw от команды из MIT, позволяют простым обывателям кастомизировать продукты перед их производством. В случае с мебелью правки клиента адаптируют продукт к большинству предпочтений и планировок.
Подход не угрожает трудоустройству экспертов и профессиональных дизайнеров: готовые решения не потеряют актуальности, однако клиенты смогут внести минимальные правки и “подкрутить” продукт под себя, существенно увеличивая его ценность.
Многие наши современники выражают свою индивидуальность, собирая коллекцию “уникальных” вещей: именных флисовых одеял и чашек, приглянувшихся логотипов, формы и цветов существующих и вымышленных учебных заведений, команд и партий.
Разумеется, многие клиенты предпочитают продукты, сохраняющие следы ремесленного труда и прикосновения мастера - в этом случае роботизация бессильна. Роботы обеспечат прорыв там, где потребители смогут внести индивидуальные черты в массовые продукты, подчеркивая свою индивидуальность, сохраняя низкую стоимость изделий и характерные для массового производства точность и скорость сборки.
В ближайшие годы корпорации окончательно разрушат привычные представления о том, что массовое производство означает отказ от персонализации. Гибкое программирование и интуитивная интеграция новых продуктов в производственный процесс без остановки линий, дополнительных инвестиций и переналадки оборудования сулят прорывы в области повышения ценности конечного продукта.
Тренд иллюстрирует, например, Adidas - еще в 2017 году сообщалось о намерениях компании открыть высокотехнологичные фабрики в США и Германии. Каждая Speedfactory производит порядка 50 тыс. пар кастомизированных беговых кроссовок в год, управляется персоналом в 160 человек и отличается высочайшей гибкостью производства. Глава Adidas по технологиям и инновациям Герд Манц отметил, что результаты внедрения небольших “умных” производств, расположенных в непосредственной близости от конечного потребителя, выглядят примерно так: “Красные кроссовки, которые клиент увидел на концерте Канье Уэста, продаются в магазине уже на следующее утро”.
Ремесленникам следует определить наиболее раздражающие и времязатратные процессы - именно они представляют основной интерес с точки зрения автоматизации.
Со временем роботизация охватит большинство предприятий - как корпорации, так и совсем небольшие фабрики, а кастомизация станет неотъемлемой частью практически любого производства.
По материалам:
--