Призрачная флотилия: роботизация судоходства
27.07.2022Месяц назад роботизированная безэкипажная 15-метровая лодка Mayflower повторила историческое путешествие одноименного судна через Атлантику. Развертывание морских и речных беспилотников ускоряется - США и Китай готовят военные “призрачные флотилии”, в Норвегии электрический контейнеровоз Yara Birkeland перевозит минеральные удобрения, коммерческий танкер Prism Courage автономно путешествует из Техаса в Южную Корею (искин Hyundai HiNAS 2.0, разработанный Avikus), а искин Orca AI уверенно управляет грузовым судном в перегруженных водах Токийского залива. Стартап Buffalo Automation подготовил роботизированное “речное такси” для пригородов Ноксвилля, штат Теннесси.
Большинство роботизированных судов относятся к категории “опционально-обитаемых” - тем не менее, роль капитанов и навигаторов стремительно сокращается. Международная морская организация предлагает ранжировать надводные суда по уровням: от первого, всецело управляемого людьми, до 4-го, который не требует никакого людского участия - в том числе и в процессе принятия решений. Вероятнее всего, в ближайшие десятилетия мы увидим постепенное “схождение капитанов на берег” - операторы будут присматривать за целыми флотилиями морских беспилотников из комфортных материковых диспетчерских центров.
Автоматизация оптимизирует потребление топлива, планирование маршрута и износ бортовых систем, устраняет ошибки, связанные с человеческим фактором. Отсутствие отсеков для команды, отказ от отопления и вентиляции удешевляет и “упрощает” суда, максимизирует их функциональность.
По материалам:
--