Автоматизация судовождения
Автоматизация судовождения -- Морские роботы
Telegram:
Автономизации судовождения в целом, автономизация судов и кораблей в частности.
Тема развивается по нескольким направлениям. Во-первых, идет разработка систем телевождения и автоматизации вождения традиционных судов, которые могут работать в сокращенном составе команды или без команды, которая доставляется на борт только при необходимости и на время. Во-вторых идет проектирование автономных судов, не предусматривающих систем жизнеобеспечения экипажа.
Преимущества МАНС:
🔹 оптимизация маневров
🔹 снижение расхода топлива
🔹 мониторинг эксплуатации
🔹 снижение влияния человеческого фактора
🔹 сокращение численности экипажа и затрат на жизнеобеспечение
Большинство созданных на 2022 год роботизированных судов относятся к категории “опционально-обитаемых” - тем не менее, роль капитанов и навигаторов стремительно сокращается. Международная морская организация предлагает ранжировать надводные суда по уровням: от первого, всецело управляемого людьми, до 4-го, который не требует никакого людского участия - в том числе и в процессе принятия решений.
Вероятнее всего, в ближайшие десятилетия мы увидим постепенное “схождение капитанов на берег” - операторы будут присматривать за целыми флотилиями морских беспилотников из комфортных материковых диспетчерских центров.
Автоматизация оптимизирует потребление топлива, планирование маршрута и износ бортовых систем, устраняет ошибки, связанные с человеческим фактором. Отсутствие отсеков для команды, отказ от отопления и вентиляции удешевляет и “упрощает” суда, максимизирует их функциональность.
Сопутствующие темы: роботизация спасения на водах; надводные роботы; надводные роботизированные "эколодки" на солнечной энергии
Участники рынка
Корпорация морского приборостроения (КМП)
Космическая связь (ФГУП Космическая связь)
Моринформсистема – агат (Концерн Моринформсистема – агат)
Sitronics Group
Статус - Россия
2024
2024.06.24 Концерн «Моринформсистема – агат» в рамках проекта Маяк
2024.06.14 Прошло
Участникам курсов рассказали об основных компетенциях и полномочиях, предусмотренных положением о капитане морского порта, а также представили актуальную регуляторную базу – как международную на базе документов Международной морской организации, так и национальную, в основе которой – постановления Правительства РФ, приказы Минтранса России и распоряжения Росморречфлота.Первые испытания автоматического и дистанционного судовождения в рамках российского федерального проекта «Автономное судовождение» провели в 2023 году. Паромы «Маршал Рокоссовский» и «Генерал Черняховский», которые осуществляют перевозки на линии Усть-Луга –Калининград, получили удостоверения морских автономных и дистанционно управляемых надводных судов (МАНС). Они оснащены оборудованием а-Навигации, включая автономную навигационную систему, оптическую систему анализа окружающей обстановки и состояния судна, систему управления движением и маневрированием, а также систему контроля и наблюдения. На паромах установлены решения Sitronics KT.
2024.06.10 В России
2024.03
2023
2023.12 Предлагается
Что делается: разрабатываются и испытываются суда различных классов и назначений - для прибрежных перевозок; пассажирские паромы, контейнеровозы, грунтоотвозные баржи; реализуются различные подходы к управлению судном: дистанционное управление, частично и полностью автоматизированное управление.
Отдельные проекты в России:
🔹 беспилотные паромы на маршруте Балтийск - Усть-Луга (запуск в 2023 году);
🔹 танкер "Михаил Ульянов" - регулярные рейсы Мурманск - МЛСП "Приразломочная";
🔹 грунтоотвозная шаланда "Рабочая" и земснаряд Редут (Росморпорт);
🔹 паром "Генерал Черхняховский" начал работать в режиме дистанционного управления с применением средств а-Навигации.
Требуется подтверждение экономических эффектов при массовой эксплуатации, в том числе в рамках ЭПР, которых в ближайшие годы будет несколько. Среди перспективных направлений - "цифровые помощники капитана (лоцмана)".
2023.11 Электросудно Sitronics Group прошло по заданной траектории в акватории Невы. Для испытаний использовалось автономная навигационная система - ПО и специальное оборудование, разработанные в IT-компании Sitronics Group. Под управлением этой системы судно прошло по заданное траектории и выполнило маневры разворота. Компания сообщает: "на электросудне предусмотрена система компьютерного зрения, которая оценивает обстановку с обзором 360 градусов на расстоянии до 10 морских миль. Она идентифицирует обнаруженные объекты и наносит их на электронную карту". Это позволяет удаленному оператору при необходимости взять управление на себя, понимая ситуацию вокруг судна. Интересно, достаточно ли защищен канал дистанционного управления от перехвата его хакерами? /
2021
2021.11.23 "ГП КС — единственный российский оператор, имеющий опыт предоставления каналов связи для судов с безэкипажным судовождением. Эксперимент еще продолжается, но с большой долей вероятности через 4-5 лет в нем могут быть задействованы до 100 судов. Это серьезный объем услуг, требующий много трафика", - генеральный директор ГП КС Алексей Волин. С 2018 года компания участвует в отработке технологии вместе с судовладельцами и другими участниками пилотного проекта. @
2021.10.29 Корпорация морского приборостроения (КМП)
На базе нового центра будут заниматься разработкой и испытанием систем автономного, в том числе безэкипажного, судовождения, систем навигации, систем обеспечения безопасности объектов морской инфраструктуры. Кроме того, планируется проектирование и строительство судов для геофизических и гидротехнических исследований с участием предприятий Татарстана.
2021.10.07 ФГУП "Космическая связь" развивает такое направление своих услуг, как безэкипажное судовождение. С 2018 года компания участвует в отработке технологии вместе с судовладельцами и другими участниками пилотного проекта. В компании подчеркивают, что в России она является единственным оператором, располагающим опытом оказания услуг для автономного судовождения.
2021.01 В сфере морских перевозок Россия стала первой страной в мире, которая начала опытную эксплуатацию серии устройств беспилотного судовождения. На 4 судах проходит сейчас соответствующий эксперимент. Параллельно с этим подписано соглашение с компаниями об установке беспилотных систем судовождения на более чем 20 морских судах. /
2020
2020.12 В 2020 году была создана тестовая акватория "Беспилотник", которая зарегистрирована как научная установка. Заказчиком выступает Федеральное агентство морского и речного транспорта ФБУ "Администрация Волго-Балт". Тестовая акватория состоит из речного и озерного сегментов, которые размещены на водных путях Волго-Балта и включают участок Невы (0.6 кв мили), Ладожского озера и устья реки Свирь. Тестовая акватория позволяет проводить испытания судов всех четырех уровней автономности согласно классификации Международной морской организации. На площадке "Беспилотник" испытывают суда-роботы, выполняющие такие задачи, как: обслуживание водных путей, исследования, наблюдения за навигационным оборудованием. Источник:
2020.12.05 Правительство РФ приняло постановление #2031 "О проведении эксперимента по опытной эксплуатации автономных судов под Государственным флагом Российской Федерации". С 10 декабря по 2020 год до 31 декабря 2025 года будет проходить эксперимент по опытной эксплуатации автономных судов под Государственным флагом РФ, зарегистрированных капитанами морских портов, расположенных в Краснодарском крае, Приморском крае, Хабаровском крае, Астраханской области, Калининградской области, Ленинградской области, Магаданской области, Мурманской области, Ростовской области, Сахалинской области, Санкт-Петербурга. Утверждено Положение о проведении эксперимента по опытной эксплуатации автономных судов под Государственным флагом РФ. Судовладельцы участвуют в эксперименте на добровольной основе и за свой счет. Заявка подается в Росморречфлот по электронной почте не менее чем за 20 рабочих дней до начала опытной эксплуатации автономного судна. /
2020.11 Президент РФ пообещал попросить правительство и Госдуму быстрее рассмотреть нормативные акты, необходимые для того, чтобы стало возможным использование автономных судов. С соответствующей просьбой к главе государства обратился Александр Пинский, гендиректор АНО "Отраслевой центр Маринет", лидер проекта БЭС-КФ. Необходимые документы по мнению г-на Пинского уже внесены в правительство. Президент считает возможным финансирование разработок автономного транспорта за счет механизма венчурных инвестиций. /
2018
2018.08 Специалисты РФЯЦ-ВНИИЭФ ведут разработки цифровой модели безэкипажного судна (БЭС) в сотрудничестве с Крыловским государственным научным центром и Институтом океанологии им. Ширшова РАН. В марте 2018 года проект был представлен на совещании в Агентстве стратегических инициатив. /
2015
2015.10 Создана дорожная карта MariNet развития беспилотного морского транспорта в России. Ответственный - Минпромторг. Основные направления развития: цифровая навигация, инновационное судостроение, освоение ресурсов океана. /
Зарубеж
Участники рынка
Buffalo Automation, США
Hyundai, Avikus, искин HiNAS2.0
Kongsberg Maritime, Норвегия
Mitsubishi Heavy Industries, Япония
Orca-AI, Израиль - искин для автономного судовождения
Rolls-Royce и Google
Sea-Kit, Объединенное Королевство
UAVOS Inc., США
2022
2022.06 Роботизированная безэкипажная 15-метровая лодка Mayflower повторила историческое путешествие одноименного судна через Атлантику.
2022.06 Торговое судно Prism Courage вышло из порта в Мексиканском заливе и причалило в Южной Корее: на протяжении 20 тыс. км кораблем управляла частично-автономная система HiNAS 2.0, разработанная Avikus, подразделением HD Hyundai. Подробнее
2022.05 Ведомое искином Orca AI автономное коммерческое грузовое судно Suzaka совершило путешествие протяженностью порядка 790 км в “перегруженных” водах Токийского залива - 99% пути прошло без вмешательства людей-операторов. Испытания заняли порядка 40 часов и прошли в рамках партнерства израильского Orca AI с японской Nippon Yusen Kabushiki Kaisha при участии консорциума японских компаний Designing the Future of Full Autonomous Ships. Подробнее
2022.01
2022.01 В Японии 222-метровый (!) автомобильный паром Soleil автономно проследовал 7-часовым маршрутом по Внутреннему Японскому морю без участия человека - 240 км. Максимальная скорость достигала 48 км/ч. Навигационная система: Super Bridge-X. Ее обучили, пока паром совершил несколько рейсов по тому же маршруту с лета 2021 года. Также на судне задействованы: система автономной навигации и управления судном, которая опирается на систему компьютерного зрения на основе ИК-камер для обнаружения других судов днем и ночью, система мониторинга двигателя. система автоматизированной швартовки (она умеет автономно и безопасно выполнять и повороты и реверсы). Изображения и новость: mhi.com (https://www.mhi.com/news/220117.html)
2021
2021.09 Полностью электрический норвежский контейнеровоз Yara Birkeland совершит первый автономный рейс до конца 2021 года - небольшая команда останется на борту, чтобы проконтролировать автономную работу систем судна. Люди возьмут на себя погрузку, швартовку и разгрузку “Яры” - в будущем разработчики рассчитывают автоматизировать и эти процессы. Yara Birkeland способна перевозить до 103 контейнеров со скоростью порядка 13 узлов - судно займется перевозками удобрений между тремя портами на юге Норвегии, что позволит сократить число рейсов грузовиков примерно на 40 тысяч в год. / RoboTrends.ru
2020
Американская технологическая компания Buffalo Automation, Нью-Йорк, представила навигационную систему с элементами искусственного интеллекта, получившую название AutoMate. Алгоритм использует информацию с камер и прочих сенсоров для управления катерами без участия человека. Компания анонсировала демонстрацию сервиса беспилотных электрических водных такси в Плимуте летом 2020 года - разумеется, лишь в том случае, если к тому времени эпидемия пойдет на спад. Проект нацелен на решение двух ключевых проблем современных мегаполисов - загрязнений и пробок. Глобальная цель Buffalo Automation - автоматизация перемещения крупных грузовых кораблей и развитие телеуправляемых судов с высокой степенью автономности. Система AutoMate обеспечивает безопасную навигацию и автономную идентификацию стационарных объектов, пловцов и надводных транспортных средств в пределах 24 морских миль. Технология подходит как для крупных коммерческих контейнеровозов, так и для рекреационных частных лодок и яхт.
2019
Первое безэкипажное судно планируют спустить на воду в Объединенном Королевстве.
2018
Первое безэкипажное судно планируют спустить на воду в Норвегии. Это будет судно с электроприводом. Программы создания безэкипажных судов есть у Китая, Франции, Нидерландов и группы компаний в Евросоюзе.
2017
2017.10.17 Google не ограничится беспилотными автомобилями: корпорация автоматизирует корабли! Компания договорилась с Rolls-Royce о совместной деятельности по созданию автономных суден. Rolls-Royce будет использовать платформу Google.
2017.06.11 Беспилотные суда - период теоретизирования завершен. Один из крупнейших в мире перевозчиков ресурсов, компания BHP Billiton, заявила о планах перехода к использованию судов без экипажа на борту, двигатели которых работают на сжиженном природном газе. Разработки беспилотных судов ведут также в Китае, а в Европе запущен проект стоимостью $4.3 млн, цель которого также разработка автономных судов. Комитет по безопасности на море (MSC) Международной Морской организации 7 июня 2017 года провел встречи, где обсуждался широкий спектр вопросов, включая вопросы вопросы безопасности в связи с планами беспилотной эксплуатации морских судов. Ожидаемое сокращение роли "человеческого фактора", как ожидается, будет тепло встречено страховыми компаниями. Но для этого страховым компаниям нужен прочный фундамент из соответствующей регуляторики, которую предстоит разработать в IMO.
2017.05.09 В Норвегии строят первое в мире автономное судно - небольшой контейнеровоз Yara Birkeland. Доставка морем с помощью автономного судна должна будет заменить грузовые автомобильные перевозки, что сократит загрязнения окружающей среды продуктами сгорания дизтоплива. Новое судно приводится в движение электродвигателями, получающими питание от аккумуляторов. Судно не использует балласт. Планируется выпустить, испытать и ввести судно в эксплуатацию во второй половине 2018 года.
2017.02 Анонсировано беспилотное устройство SubMurres, способное плыть под водой, по-поверхности, взлетать с воды, садиться на воду и на сушу. Устройство оснащено дизельным двигателем, электрогенератором, электродвигателями, аккумуляторной батареей.
2016
2016.09 Начались испытания надводного автономного робота Waste Shark для сбора пластикового мусора из воды на акватории порта. Если испытания будут успешны, такие роботы могут появиться в различных крупных портах мира.
2016.04.12 Телеуправляемые полуавтономные корабли-дроны начнут курсировать по морским маршрутам к 2020 году, заявили представители Rolls-Royce.
Компания возглавляет консорциум, разрабатывающий технологии для дистанционного управления кораблями, что сокращает эксплуатационные издержки. Как ожидается, система полуавтономной навигации превратит корабли в аналог морского Uber, что может кардинально изменить сектор водных грузоперевозок. Корабли будут автоматически ориентироваться в океане при помощи радара, лазеров и программы-автопилота, а капитаны, оставшиеся на берегу, смогут взять в руки штурвал, например, если потребуется выполнить сложные маневры при заходе в док. В долгосрочной перспективе корабли-дроны должны решить проблему нехватки кадров в секторе морских грузоперевозок - сегодня молодежь не спешит выбирать карьеру моряка, который проводит значительную часть жизни вдали от дома. Если роботизированное судно сообщит о возникших в ходе плавания серьезных проблемах, команду моряков и механиков на него можно будет доставить вертолетом. Вероятно, в будущем с таких судов можно будет убрать все лишние компоненты, связанные с дополнительными издержками - системы освещения, отопления и вентиляции, каюты команды и мостик, водопровод и т.д., сохранив только то, что необходимо будет ремонтникам и тем, кто станет проводить сервисное обслуживание. Рост числа робочелноков может привести к существенным изменениям мировой экономики - сокращению логистических издержек, а также зарплатного фонда команд вызовет общее удешевление перевозимых товаров.
+ +
Смотрите связанные статьи Robo-педии:
Смотрите связанные статьи Robo-педии:
Публикации по теме:
- 27.07.2022 Призрачная флотилия: роботизация судоходства
- 06.06.2022 Автономный вояж: продолжение роботизации судоходства
- 19.05.2022 Автономное грузовое судно преодолело 790 км, избежав сотен потенциальных столкновений
- 03.02.2022 В Японии паром длиной более 200 метров совершил автономный переход по морю без участия человека
- 02.09.2021 Yara Birkeland отправится в автономный рейс
- 24.10.2020 Samsung показал работу системы автономной морской навигации
- 02.05.2020 AutoMate - дорога к надводным беспилотникам
- 26.08.2019 Беспилотники: Роящиеся высокотехнологичные дроны: конец эпохи подлодок
- 27.03.2019 Подлодки станут авианосцами для дронов?
- 19.03.2019 Корабль-призрак на службе ВМС США
- 22.02.2019 Китай вновь показал макет вооруженного беспилотного робокатера
- 17.10.2017 Google не ограничится беспилотными автомобилями: корпорация автоматизирует корабли!
- 11.06.2017 Беспилотные суда - период теоретизирования завершен
- 09.05.2017 В Норвегии строят первое в мире автономное судно
- 16.02.2017 SubMurres - летающая подводная лодка?
- 12.04.2016 Корабли без команды выйдут в море к 2020 году
- 18.10.2015 На проекты Национальной технологической инициативы в 2016 году выделят 10 млрд руб.