Российские беспилотники унифицируют?
22.05.2023Росавиация предлагает ввести обязательные требования к оснащению БВС. Предложение со списками обязательного оборудования направлено в Минпромторг, Минтранс и Аэронекст. Если предложения будут одобрены, они могут быть закреплены на уровне федеральных авиационных правил. Тему сегодня обсуждают
Требования исходят из условий эксплуатации БАС. Если беспилотники используются в пределах прямой видимости, в частности, на высотах до 150 м, на них должны быть габаритные огни, система управления, позволяющая пилоту срочно посадить аппарат или вернуть в точку вылета «по кратчайшей прямой», а бортовой ПАК (программно-аппаратный комплекс) должен поддерживать геофенсинг, не позволяя летать в запретных зонах или зонах с ограничениями.
К беспилотникам, которые работают за пределами прямой видимости, предложены другие требования, в частности, они должны быть оборудованы аэронавигационными огнями, бортовой системой, которая готова будет принять и отработать команду от «уполномоченного органа» на срочную посадку или возврат, бортовой системой, которая обеспечит безопасное приземление при выходе из строя оборудования.
Если беспилотник предназначен для перевозки людей и животных, то на борту должен быть, в частности, черный ящик, фиксирующий параметры полета и данные о работе бортовых устройств, а также система индивидуального жизнеобеспечения и спасения пассажира.
Аэронекст принимал участие в разработке обязательных требований, но после ознакомления с тем списком, который подготовили в Росавиации, предлагает скорректировать требования, в частности, убрать требования о «геофенсинге», поскольку в России нет официальных и бесплатных цифровых карт с указанием запретных зон.
В Минпромторге предложения Росавиации готовы одобрить, дело за Минтрансом.
Как относиться к этим предложениям?
Что-то из пожеланий, безусловно, разумно, например, если беспилотник пассажирский, то системы спасения пассажиров необходимы. Вряд ли нужны, скажем, кислородные маски, по крайней мере, для аппаратов, не поднимающихся выше полукилометра, но пригодились бы резервирование системы энергопитания, электроники, система связи с пассажирами, парашютная система и т.п.
Особенно аккуратно стоит отнестись к мини- и микробеспилотникам. Если поставить на некоторые из них все системы из списка, они либо не смогут подняться в воздух, либо время их полета сократится самым неприятным образом, либо они не смогут взять на борт необходимую полезную нагрузку заказчика.
Внедрение всех пожеланий будет существенно удорожать отечественные беспилотники, речь идет не о нескольких рублях, а о росте цены на десятки процентов для некоторых моделей, то есть вплоть до сотен тысяч рублей.
--