Внешних пилотов отрегулируют свидетельствами?
09.09.2025По этой теме (в который уже раз) замечена активность. На этот раз она уже оформлена проектом приказа Минтранса РФ, который, как ожидается изменит ФАП – федеральные авиационные правила. Об этом рассказывают
Внешние пилоты БАС будут упомянуты в ФАП в пункте, где перечисляются специальности авиаперсонала гражданской авиации. Обученным внешним пилотам будут выдавать свидетельство с отметками о виде (видах) БАС, которыми он обучен управлять (беспилотный самолет, дирижабль, планер, винтокрыл (rotorcraft), воздушное судно с системой увеличения подъемной силу (powered-lift) и свободный аэростат).
Если изменения будут приняты, то могут начать действовать с 1 марта 2026 года. На всякий случай поясню, что привычное нам понятие «мультикоптер» соответствует на языке документа понятию «винтокрыл».
Чтобы получить свидетельство, мало будет сдать экзамены. Кроме того, придется пройти подготовку в сертифицированном Росавиацией авиационном учебном центре (АУЦ). Вот только пока что в РФ нет ни одного АУЦ, которому бы согласовали программу подготовки внешних пилотов для управления БАС массой более 30 кг.
От желающего получить свидетельство на управление БВС 30+ кг (я не понял из статьи, идет ли речь об этой категории или вообще о любых свидетельства на управление беспилотниками) потребуют многого:
- Высшее инженерное или естественно-научное образование;
- Практический опыт эксплуатации беспилотников или авиационной деятельности не менее 1 года
- Подтвердить реальный практический налет на БВС и на тренажерах;
- Сдать теоретический экзамен по принципам эксплуатации и нормативно-правовой базе БАС
Несмотря на то, что идея свидетельств для внешних пилотов БАС витает в воздухе с 2015 года и даже закреплена в Воздушном кодексе РФ, до сих пор не выдано ни одного такого свидетельства, благо Минтранс так и не выпустил соответствующие нормативы и правила.
Кто-то считает, что такие жесткие требования к внешним пилотам БАС избыточны, все же они управляют не Boeing B737, кто-то уверен, что получение свидетельств (и соответствующая подготовка) требуется не только для пилотов, но и для техников, обслуживающих такие аппараты.
А пока что ясно одно – эксплуатация БАС 30+ кг в России останется возможной только в рамках ЭПР.
- -