Почему не все склады обзавелись мобильными складскими роботами?
05.06.2023Такой вопрос мне задали и попросили развернутый ответ.
1. Считается, что покупка роботов и ПО это дорогое удовольствие.
По идее, следует обращать внимание не столько на абсолютный их размер, сколько на период окупаемости. Если он 1-2 года, то покупку я считаю разумной и выгодной. Если 10 лет и более, то далеко не факт, что стоит ставить это решение.
В целом, конечно, инвестиционный порог имеет место, для небольших складов он может быть непреодолимо высоким.
Есть и «лечение» - RaaS (роботы как услуга), когда вместо капитальных затрат выплачивается стоимость аренды решения, если предложение проходит по лимитам операционных расходов склада.
2. Работники-люди обходятся дешевле
В странах, где рабочая сила дешева, такое мнение может быть хоть как-то обоснованным. В странах с более дорогой рабочей силой этот вопрос уже как правило не стоит, труд роботов дешевле, по крайней мере, пока на их использование не введены налоги.
Но давайте не забывать о постоянном усложнении поиска рабочей силы, о росте требований людей по размеру заработной платы и улучшению условий труда (в отличие от роботов), о высоком уровне воровства на предприятиях, где работает много людей. С учетом всего этого выбор может переместиться на сторону роботизации даже в бедных странах. Пример Китая с его стремительной роботизацией складов вполне нагляден.
3. Сложности внедрения
Иногда есть сложности перехода на складских роботов - надо, скажем, выровнять полы, разметить полы и маршруты, составить цифровые карты помещений, интегрировать роботов и ПО в существующие ИТ-системы склада и принятые складские процессы. Как правило, с этим без труда справляется интегратор, но его услуги также требуют оплаты. И вновь здесь уместно вспомнить о малых складах, для них сложности внедрения и интеграции могут оказаться критически высоким барьером.
4. Недостаточная гибкость роботизированного решения
Людей, при необходимости, можно использовать на разных операциях, включая ситуацию, когда требуются изменения в связи, например, с рыночной ситуацией. Перенастроить роботов можно, но опять же, не каждый склад справится с этим собственными силами, а интегратор попросит денег.
5. Риск сбоев
Как любая IT-система, ПО и роботы могут сбоить. Такие сбои могут приводить к возникновению проблем различного уровня сложности. Известны, например, пожары, возникавшие на крупных складах из-за столкновения мобильных роботов.
6. Необходимость дефицитного персонала
Для эксплуатации и обслуживания складской роботизированной системы на основе мобильных роботов потребуется собственный штат специалистов. Небольшой, но высокооплачиваемый. Таких специалистов очень сложно найти и очень легко потерять. Если вы мотивируете такого специалиста только зарплатой, приготовьтесь к высокой текучке. Подготовка таких специалистов требует дополнительных затрат, поэтому текучка подразумевает постоянные расходы на обучение IT-специалистов. Это стоит заложить в бизнес-модель, принимая решение о внедрении роботов.
—
Складские роботы не нуждаются в рекламе, это одно из наиболее востребованных и быстро растущих направлений робототехники и роботизации. В ближайшие годы мы будем наблюдать постепенную роботизацию складов в направлении от наиболее крупных складов к наименее крупным.