В США испытывают водородные топливные элементы для АНПА
06.09.2023Министерство обороны США запустило проект по разработке водородных топливных элементов, который позволит автономным необитаемым подводным аппаратам заряжать аккумуляторы без возвращения на базу или на материнский корабль. Американские АНПА смогут действовать независимо вдали от любой инфраструктуры.
Программа стартовала в начале августа 2023 года - тестирование намечено на начало 2024 года.
Американская компания Hibbard Inshore подготовила гибридную версию разработанного Saab АНПА Sabertooth - аппарат получил систему Subsea Supercharger, разработанную Teledyne Energy Systems. Как ожидается, внедрение топливных ячеек повысит автономность АНПА, дальность их применения, а также минимизирует потребность в кораблях поддержки и стоимость операций.
“Классической” батареи АНПА Sabertooth хватает на 12 часов работы, что, в свою очередь, обеспечивает дальность применения порядка 20 км и предельную глубину погружения на уровне 1,2 км. Назначение аппарата - осмотр и инспекция сложных и комплексных объектов.
Развертывание улучшенных АНПА с водородными топливными элементами осложняется рядом проблем, связанных с необходимостью хранения водорода и кислорода, обеспечением плавучести и дифферента в глубоководной среде. Конденсат, образующийся при работе топливных ячеек в герметичном контейнере, с легкостью повреждает электронику, а вырабатываемые инертные газы наращивают внутреннее давление. Большинство проблем возникает при запуске и отключении системы - в моменты, когда требуется удалить газы из анодного и катодного контуров. Тривиальная задача, давно решенная на суше, требует принципиально новых подходов для внедрения в подводную среду, а главное - в замкнутую среду АНПА.
Интеграция водородных топливных элементов в АНПА сулит существенное расширение возможностей аппаратов и массу новых областей для их потенциального применения.
По материалам: