Конспекты: Условия развития рынка бытовой садовой робототехники
28.04.2017Максим Баскаков выступил на 4-й международной выставке-конференции Robotics Expo 2016 в Москве в ноябре 2016 года.
МБ: Я работаю в компании Robomow, которая производит роботы-газонокосилки, поэтому сегодня рассказ будет касаться прежде всего этого вида бытовой робототехники. А также немного коснемся рынка бытовой робототехники в целом.
Прежде, чем мы обсудим тему доклада, я хотел бы немного рассказать о компании Robomow.
Начиналось все достаточно давно – в 1995 году. В Израиле были спроектированы первые роботы-газонокосилки. В 1997 году начались их продажи. Шла постоянная модернизация этой продукции. Примерно в 2002-2004 годы компания Robomow приступила к разработкам робота-пылесоса. Появились первые прототипы. От идеи разработки роботов-пылесосов компания Robomow вскоре отказалась – на рынке появились первые продукты компании iRobot из США и одной из европейских компаний. В Robomow решили сконцентрироваться исключительно на роботах-газонокосилках. С 2004 года и по нынешнее время компания производит только роботы-газонокосилки, занимая лидирующее место на рынке садовой робототехники. Пока что этот рынок ненамного шире, чем рынок роботов-газонокосилок.
Определение бытовых роботов не вполне устоялось, сейчас не всегда ясно, какие устройства следует относить к данному сегменту, а какие - нет. Роботизированных устройств в нашей жизни все больше, но мало кто готов считать роботом даже столь высоко автоматизированные устройства, как посудомоечные и стиральные машины. Поэтому весьма вероятно, что многие устройства, которые сегодня из маркетинговых соображений относят к категории бытовых роботов, через какое-то время станут для нас привычными и будут восприниматься обычными бытовыми приборами, а не роботами. Это, скорее всего, относится к роботам-пылесосам. Коснется данный тренд и роботов-газонокосилок. Пройдет какое-то время и большинство газонокосилок станут роботизированными и привычными.
Говоря о росте объемов потребления бытовых роботов, можно привести следующий график. В основном, это данные по продажам роботов-пылесосов в Центральной Европе – Германия, Франция, Испания. 3-4 европейские страны на сегодня задают «тон» и по-сути формируют рынок. В России, по итогам 2015 года продавалось примерно в 6 раз меньше бытовых роботов, чем в Европе.
Ситуация с проникновением роботов-газонокосилок в Россию еще хуже.
Рассуждая о перспективах рынка роботов-газонокосилок, можно ориентироваться на динамику развития рынка роботов-пылесосов. Понятно, что рынок роботов-газонокосилок меньше, поскольку для покупки такого робота покупателю нужно не только иметь деньги на его приобретение, но и загородный участок, где необходимо качественно косить травяное покрытие.
У нас есть статистика по развитию рынка роботов-газонокосилок в Европе. Выше я привел статистику по рынку роботов-пылесосов в Европе и в России. Опираясь на эти данные, можно делать обоснованные прогнозы о перспективах рынка роботов-газонокосилок в России – они неплохие, ожидаем рост этого рынка!
Прежде всего, следует задуматься о том, насколько много потребителей, располагающих газоном, который они хотели бы косить. Далее следует выяснить, располагают ли такие потребители деньгами, достаточными для покупки роботизированной газонокосилки. Останется ответить на вопрос – нужен ли робот-газонокосильщик тем, кто мог бы его приобрести и использовать? Мы не сомневаемся в том, что ответ на этот вопрос будет положительным, ведь наши продукты позволяют экономить время и усилия. И доказывает это уверенный рост спроса на роботы-пылесосы.
График динамики продаж бытовых роботов в мире и в России показывает, что в последние годы продажи в России растут быстрее, чем в мире. В абсолютных значениях это пока что небольшие цифры, но динамика роста российского рынка в период 2014-2015 годы – высокая. Рынок газонокосилок повторяет этот тренд.
Российский рынок повторяет динамику европейского, но с запозданием на несколько лет – бум спроса на бытовых роботов в Европе начался примерно в 2011-2012 году. Отставание объясняется целым рядом факторов, например, меньшим уровнем средних зарплат в России, а также меньшей информированностью потребителей о возможностях современной бытовой техники. В России многие только недавно узнали, что роботы-пылесосы существуют, причем их цены делают этот продукт вполне доступным.
Это дает нам основания быть уверенными в том, что в России есть значительный потенциал роста продаж. Но он зависит от того, какой будет стоимость изделий.
Важно понимать, что спрос на роботы-газонокосилки во-многом связан со спросом на роботы-пылесосы. Чем выше окажется проникновение роботов-пылесосов в России, тем больше людей будут понимать преимущества, которые обеспечивает для них «умное» и самостоятельное устройство, тем активнее пойдут продажи роботов-газонокосилок.
Слайд показывает практически всех основных участниках рынка садовых роботов в его сегодняшнем виде. Компания Robomow первой выпустила садового робота и остается на этом рынке вот уже 20 лет. За это время число участников рынка заметно выросло. Ряд участников рынка заказывает изделия у Robomow, чтобы продавать их под своим брендом, как, например, компании MTD, Cub Cadet, Wolf Garten и Viking. Есть также ряд компаний, которые разрабатывают и продают газонокосилки самостоятельно. Можно отметить, что большинство из участников рынка, 90-95% из них - это компании, которые не специализируются на роботах-газонокосилках, они производят и другую продукцию. Это позволяет Robomow с ее узкой специализацией уверенно ощущать себя лидером данного рынка по разнообразию продуктов и объемам продаж.
Для того, чтобы повысить доступность наших устройств для потребителей, в 2016 году мы активно работали над роботами-газонокосилками бюджетного класса. Эти устройства адресованы владельцам небольших по площади газонов. Их «ударная» особенность – сохраняя все черты «старших» устройств в плане автоматизации, эти устройства по цене не слишком отличаются от обычных бытовых роботов-пылесосов, т.е. они доступны массовому потребителю. С ними мы также связываем надежды на увеличение потребления данного вида роботов российским рынком.
+ +
Автор конспекта: Алексей Бойко, RoboTrends.ru; иллюстрации – компания Robomow.