Робот посадил Boeing 737 без помощи человека
19.05.2017Самоуправляемые автомобили хотя еще не вышли в режим коммерческой эксплуатации, но уже вовсю тестируются, в том числе и в условиях обычных дорог - в городах и на междугородних трассах в разных странах. Современные самолеты тоже давно оборудованы автопилотами, летчики сейчас выполняют в ручном режиме только взлет и посадку. Но что, если попробовать посадить за штурвал самолета коллаборативного робота, снабдив его системой компьютерного зрения и искусственным интеллектом? Хотя бы в роли второго пилота, работающего в паре со штатным автопилотом.
Именно такую задачу пару лет тому назад поставила перед собой исследовательская компания в области аэронавтики Aurora Flight Sciences. Финансирование проекта обеспечило Агентство перспективных исследований в области обороны (DARPA). Проекта по разработке системы пилотирования получил название ALIAS - Aircrew Labor In-Cockpit Automation System.
Напомним, что ALIAS – это продвинутая система, оснащенная цифровыми камерами, которые позволяют роботу считывать показания со всех приборов в кабине. Также робот способен отличать в каком положении - "включено" или "выключено" находятся переключатели и, что не менее важно, способен их переключать. Основное, чем робот-пилот отличается от обычного, это тем, что его опыт формируется не только в ходе полетов, совершенных с его непосредственным участием, но также в ходе всех полетов, совершенных всеми роботами на самолетах этого типа.
В качестве «пилота» системы ALIAS выступает промышленный однорукий манипулятор коллаборативного типа от Universal Robots - UR3.
Наряду с роботизированной рукой, система ALIAS включает в себя продвинутый планшетный пользовательский интерфейс, распознавание речи и машинное обучение. По словам разработчиков ALIAS обладает интуитивно понятным пользовательским интерфейсом, чтобы пилот мог координировать задачи и сотрудничать с системой.
В отличие от обычного автопилота, ALIAS можно установить в кабину практически любого летательного аппарата (как гражданского, так и военного). «Переход» на новый тип летательного аппарата возможен менее, чем за месяц.
В октябре 2016 года во время испытаний ALIAS с успехом заменила второго пилота в одномоторном самолете Cessna Caravan, рассчитанном на 14 пассажиров. Пилот в соседнем кресле руководил действиями робота с помощью планшета.
Теперь команда разработчиков продвинулась дальше. На этой неделе DARPA и Aurora объявили, что роботу ALIAS удалось успешно совершить полет и самостоятельно приземлиться на Boeing 737 с оговоркой, что полет и посадка проводились на симуляторе. Впрочем, нет особой разницы между симулированными и реальными условиями полета.
Эксперимент состоялся в Национальном центре транспортных систем имени Джона А. Вольпе в Кембридже, штат Массачусетс. Ранее ALIAS уже проводила демонстрационные полеты на небольших самолетах - Cessna 208 Caravan, UH-1 Iroquois, DHC-2 Beaver aircraft и в двухмоторном самолете Diamond DA42.
«Установка системы на Boeing 737 позволила нам расширить возможности роботизированной системы для непосредственного взаимодействия с существующей высокоавтоматизированной системой автопилота», - поясняет Джессика Дуда (Jessica Duda), сотрудник компании Aurora Flight Sciences.
Система автопилота Boeing 737 позволяет контролировать траекторию самолета, избавляя пилота от постоянного «ручного» управления. По словам Джессики Дуда ALIAS выполняет куда более развернутую и сложную функцию. Она включает в себя отслеживание и мониторинг процедур, идентификацию непредвиденных ситуаций и ответные действия, а также интеллектуальное взаимодействие с первым пилотом.
Следующим шагом, по мнению Джессики Дуда, должны стать испытания ALIAS на настоящем самолете, в реальных условиях.
+ +