Судебная система должна адаптироваться к появлению “умных” роботов
06.07.2017Однажды судебные системы многих стран уже столкнулись с необходимостью быстро адаптироваться под изменившиеся реалии рынка - тогда появилось понятие интеллектуальной собственности и колоссальный массив соответствующих законов и прецедентов. Теперь Фемиде придется иметь дело с еще более сложными процессами - в частности, развитием систем с элементами ИИ и последствиями их решений - в том числе спорных и ошибочных.
Принимать решения и оптимизировать законодательство необходимо незамедлительно - с одной стороны, миру требуется соответствующая законодательная база, с другой - чем меньше ограничений будут замедлять распространение технологий новой эры, тем лучше!
В декабре 2016 года Google представил миру результаты исследования возможности ошибок ИИ, в частности, связанных с принятием предвзятых решений и расовой дискриминацией. В частности, система, призванная предсказать преступления, продемонстрировала откровенно расистские подходы, а чат-бот, запущенный Microsoft, быстро открыл для себя сексизм, тему отрицания Холокоста и прочие непотребства. Пока речь идет о исследованиях и частных случаях, однако будущее уже не за горами - и в скором времени на улицах многих стран появятся беспилотные автомобили - в значительных количествах! Следом за ними в воздух поднимутся беспилотники - сначала грузовые, затем - пассажирские, как опционально-пилотируемые, так и полностью автономные. Вместе с ними придет и вопрос ответственности.
Даже ошибки людей - пилотов и водителей подчас порождают споры об ответственности - что говорить о роботах, которые, на сегодняшний день, не имеют и не могут иметь ни физического, ни юридического лица. Кто будет отвечать за ошибку робомобиля - или за верное решение, принятое системой на основе робоэтики, по результатам которого в аварии все же пострадают люди?
Таким образом, к вопросам робоэтики (например извечной теме, должен ли робот, при неизбежной катастрофе, пытаться сохранить жизнь водителю-владельцу, его беременной жене, ребенку-виновнику аварии или случайному пешеходу), добавляется вопрос юридической ответственности программистов и компании-производителя подобного оборудования.
+
Также по теме: Ученые обещают революцию в машинной этике
+ +