В американской FAA готовы к диалогу
29.03.2018FAA — это американский регулятор, Федеральное управление гражданской авиации США. Эта организация устанавливает правила использования беспилотников, ведёт их регистрацию. На днях состоялась встреча под названием FAA UAS Symposium, о которой
Безопасность на первом месте, но мы все должны разделить ответственность
С такой идеей выступил администратор FAA Dan Elwell, открывая встречу. В ближайшие 12-18 месяцев обеспечение безопасности при использовании БЛА будет для регулятора ключевой темой. Независимо от того, с какими идеями будут выходить на рынок различные компании, регулятор ожидает и готов требовать от них самого серьёзного подхода к обеспечению безопасности. Говорилось о необходимости построить “культуру безопасности” по части применения БЛА.
В частности, все летательные аппараты должно быть возможно идентифицировать.
Это второй тезис, с которым выступили представители FAA. Только возможность дистанционной идентификации любого летательного аппарата, как ожидается, может снизить число инцидентов, связанных с опасным, бездумным или криминальным их применением.
С этим никто не спорил, хотя представитель Amazon и отметил, что всегда, когда нужно поддержать баланс между приватностью и деанонимностью, люди расходятся во мнениях, каким должен быть этот баланс. При общем согласии, что идентификация необходима, остаётся немало вопросов, как именно это следует организовать. В частности, какова в этом роль производителя? Должна ли возможность идентификации стать частью процесса регистрации БЛА? В общем, вопросов пока что больше, чем ответов на них, но большинство участников рынка сходятся на том, что решение идентификации должно обеспечивать безопасность, быть технологически нейтральным и поддерживать коллаборацию. Открытыми остались вопросы — есть ли на рынке соответствующее готовое решение; а если нет, то откуда оно возьмётся?
При грамотном подходе высокий уровень безопасности обеспечит автоматизация
Автоматизация, если она будет определять где и как беспилотник может входить в воздушное пространство, может стать эффективной мерой обеспечения безопасного сосуществования в атмосфере пилотируемых и беспилотных летательных средств.
Отмечалось, что неплохим примером автоматизации стал процесс утверждения полётов, известный как LAANC. Это процедура, которая позволяет оператору БЛА входить в контролируемое воздушное пространство, например, возле аэропортов, после получения авторизации, предоставляемой практически в режиме реального времени. При этом беспилотнику задаётся высота, которую нельзя превышать в ходе согласованного полёта. Теперь эту модель взаимодействия многие участники рынка хотели бы расширить и на другие территории. Представители FAA отвечали, что пока что они работают в основном в ручном режиме, но они не против идеи перейти на автоматизированную процедуру, и собираются это делать везде, где смогут.
Конечно, всех интересовала возможность эксплуатации беспилотников за пределами прямой видимости. Представителям бизнесов хотелось узнать, что требуется для получения соответствующего разрешения на эксплуатацию БЛА в этом режиме. Примерно ясно одно — для начала необходимо внедрить в своей компании процедуры управления безопасностью на всех этапах процесса. После этого можно обращаться в FAA и, возможно, вы получите разрешение или рекомендации — что ещё требуется сделать, чтобы его получить.
Представитель FAA подтвердил, что при получении заявок на работу за пределами зоны прямой видимости в ведомстве хотят видеть пояснения, как оператор намерен минимизировать риски. Решение о выдаче разрешения, как правило, принимается в диалоге. Единого алгоритма выдачи решений нет, много зависит от конкретных условий — опыта компании, документации и т.п. В FAA не хотят получать заявки, основанные на отработке какого-то образца “как надо”, но всегда готовы выдать разрешение, если заявитель сможет продемонстрировать, что позаботился о безопасности.
Не ждите UTM
UTM — это аббревиатура UAV Traffic Management (система управления трафиком беспилотников). Пока что в NASA ведут исследование возможностей создания такой системы, которое должно завершиться в 2019 году. Важно, чтобы компании отрасли следили за этой работой, готовились выполнить требования, которые будут сформулированы по её итогам. Но ждать её завершения вовсе не требуется, заниматься различными видами бизнеса с использованием БЛА можно начинать уже сейчас, а затем лишь адаптировать бизнес к требованиям UTM.
В целом представители FAA несколько раз подчеркнули, что они приветствуют инициативы всех, кто готов представлять заявки или другие идеи, обосновывая свою позицию. Чиновники также готовы работать с организациями, создаваемыми на базе коммьюнити.
Позиция FAA была обозначена предельно ясно — чиновники готовы обсуждать самые разные проекты с использованием беспилотных летающих аппаратов с представителями индустрии. И станут делать это со всеми частными лицами или организациями, которые разделяют идеи уважительного отношения к воздушному пространству и ставят высокий приоритет безопасности.
В общем, если верить словам, в США управление воздушным пространством находится в руках милых и понимающих людей. А что будет на практике, мы с вами сможем наблюдать в ближайшие месяцы и годы.
+ +