В статье приводится выжимка ключевых событий из мира роботизации, рассматриваются основные тренды и формулируются философские вопросы к устройству мира будущего.
Роботизация производства: основания и предпосылки
Ключевые тезисы:
Стоимость человеческого труда в производственном секторе неуклонно растет, стоимость эксплуатации роботов, напротив, с годами лишь сокращается. Уменьшается и число людей, стремящихся повторять рутинные операции у станков и на сборочных линиях.
Эксплуатировать машины выгоднее, чем эксплуатировать людей. Этот актуально не только в развитых странах с высоким уровнем оплаты труда, но и для большинства развивающихся регионов.
Роботизация позволяет развитым странам заняться реиндустриализацией - изымать производство из развивающихся стран и возвращать его на родину. Иной подход предусматривает создание небольших “умных” фабрик в непосредственной близости от потребителя. Оба варианта исключают поддержку местной рабочей силы.
Начиная с 60-х годов прошлого века темпы роста производительности труда в американском производственном секторе существенно замедлились. Согласно Bureau of Labor Statistics, показатель составил -0.6% в 2015 году и 0.2% в 2016 году.
Процентные изменения производительности труда в американском производственном секторе по времени. Источник изображения: fred.stlouisfed.org
Мощные промышленные роботы появились в 1960-х годах, а в 1980-х мир увидел небольшие и эффективные устройства для сборочных линий и погрузочно-разгрузочных работ. Относительная новинка - легкие в программировании и безопасные для людей “умные” коллаборативные роботы - коботы.
Сравнение стоимости эксплуатации роботов и труда сотрудников-людей. По цветам: зеленый - эксплуатация крупных производственных роботов, синий - эксплуатация малых роботов. Пунктир: светло-зеленый - ставки оплаты труда людей в Китае, желтый - в США, синий - в Германии. Источник изображения: roboticsbusinessreview.com
В прошлом разработчики промышленных роботов стремились максимально ускорить движения машин: скорость действий отдельных манипуляторов достигала 10 м/с. Безопасность коботов, напротив, обуславливается их медлительностью - большинство устройств действуют со скоростью порядка 0.5-1.5 м/c. Примерно с такой же скоростью работают люди. Подход задает предпосылки для развития гибкой связки “человек-робот”.
Сравнение стоимости внедрения роботов (оливковый график) и затрат на эксплуатацию человеческого труда. McKinsey&Company. Источник изображения: mckinsey.com
Оценочная стоимость “труда” роботов складывается из стоимости установки, проведения комплекса пуско-наладочных работ, инженерного обслуживания и затрат на эксплуатацию машин в две смены. В настоящее время этот показатель составляет порядка $2-3 в час - дешевле, чем стоимость оплаты труда рабочих в Китае и прочих регионах с низким уровнем заработных плат. Проще говоря, роботизация стала одной из ключевых стратегий, направленных на сокращение издержек компании.
График плотности роботов в ряде стран по данным за 2016 год. Показатель демонстрирует число роботов в расчете на 10 тыс. сотрудников, задействованных в производственном секторе. Источник изображения: ifr.org
По данным Transparency Market Research, объемы глобального рынка робототехники достигнут $147.26 млрд к 2025 году. Среднегодовой прирост в интервале с 2017 по 2025 годы составит порядка 17.4%. techrepublic.com
В 2015 году аналитики Исследовательского института Номура (NRI) опубликовали прогноз, согласно которому в ближайшие 20 лет автоматизации могут подвергнуться до 49% от всех работ в Японии. Цифра превышает аналогичные прогнозы оксфордского профессора Майкла Осборна для США (47%) и Объединенного Королевства (35%).
Крупнейшее из известных единовременных сокращений персонала, обсусловленных роботизацией, датируется 2016 годом, когда Foxconn уволил порядка 60 тыс. сотрудников, заменив их роботами.
Одним из наиболее впечатляющих кейсов роботизации можно считать западноавстралийский добывающий комплекс компании Rio Tinto. В настоящее время комплекс роботизированных поездов обслуживает 14 шахт и перевозит руду в 4 портовых терминала: с момента введения в эксплуатацию, 2.4-километровые робопоезда преодолели свыше 1 млн км. Автоматика проводит самодиагностику, выявляет неисправные колеса и стяжки. От автоматических буровых установок к поездам руду доставляют роботизированные самосвалы Komatsu.
Роботизация логистики
Логистические компании и ритейлеры внедряют мобильных курьерских роботов и механические робоманипуляторы, призванные минимизировать число операций, выполняемых сотрудниками-людьми.
Робокурьер Lotte размещает посылку в почтомате при помощи манипулятора. Источник изображения: businessinsider.com
XPO Logistics Inc развернет 5 тысяч мобильных робоплатформ с элементами ИИ, призванных доставлять требуемые складские стеллажи к рабочим-людям.
Rakuten Super Logistics внедряет аналогичную систему, способную доставлять сотрудникам требуемые комплекты вещей со склада.
Gap Inc задействовали механические робоманипуляторы, поддерживающие людей в процессе сортировки заказов.
В 2018 году численность роботов, входящих в состав складской флотилии корпорации Amazon, перевалила за 100 тыс. устройств.
Объемы глобального рынка логистической автоматизации в настоящее время составляют порядка $46 млрд: как ожидается, к 2022 году эта цифра возрастет до $75 млрд.
Концепт курьерского комплекса: робомобиль доставляет в нужное место группу курьеров-квадрупедов, способных пользоваться лифтами и подниматься по лестницам. Источник изображения: dailymail.co.uk
Транспортный комплекс будущего включает в себя следующие составляющие:
Мобильную составляющую, в состав которой войдут автобусы, микроавтобусы, мобильные киоски и магазины, а также стандартные робокары. Сюда же можно отнести мобильные “материнские корабли” для курьерских дронов и роботов.
Средства доставки товаров на “последней миле”. Логистические коптеры и малые беспилотники самолетного типа, наземные робокурьеры.
Внедрение логистического комплекса позволит говорить об усилении роли корпораций и олигополий. В мире где на смену магазинам придут курьерские роботы (своего рода физическое продолжение виртуальных поисковых систем), малый бизнес получит доступ к самой качественной, бюджетной и доступной логистической системе… или столкнется с корпоративными гигантами, которые и определят узкий круг допущенных “к телу роботов” счастливчиков.
Будущее мировой мобильности
Экономика совместного потребления и, в особенности, каршеринг - явления не новые, как и стремление людей делиться. Проблема в том, что порой поделиться чем-то оказывается не так просто. Кто займется оценкой износа той или иной вещи? Как измерить вклад отдельного человека в экономику совместного потребления, как вознаградить его за усилия? Как избавить систему от “плохих” потребителей и откровенных паразитов?
Раньше общество попросту закрывало на эти вопросы глаза, однако сегодня на сцену выходят всевозможные приложения и концепты, направленные на автоматизацию.
Массовая деавтомобилизация и переход человечества к внедрению автономных транспортных систем могли бы радикально изменить существующую логистическую парадигму.
Измерять “поступь будущего” можно по пройденным майлстоунам:
По данным за февраль 2018 года, “робофлот” Waymo наездил свыше 8 млн километров по дорогам общего пользования.
Чуть раньше Uber отчитался о прохождении отметки в 3 млн км, пройденных автономными робокарами.
В середине 2018 года шеринговая компания Lyft позволила жителям и гостям Лас-Вегас-Стрип вызывать один из 30 робомобилей BMW, управляемые алгоритмами, разработанными технологической компанией Aptiv.
Степень роботизации отрасли зависит от точки зрения. Вероятнее всего, от того времени, когда в автосалоне можно будет приобрести персональный робокар без руля и педалей, нас отделяет еще 10-15 лет. А вот время, когда беспилотник “призывается” в нужную точку парой прикосновений к тачскрину мобильного устройства в отдельных странах уже наступило.
Отношение разработчиков робокаров к своей продукции претерпело серьезные изменения:
На заре разработок предприятия рассчитывали обезопасить дорожное движение, убрав из уравнения человеческий фактор.
Современное видение предусматривает пересмотр концепции городской мобильности. Новая идея - сочетание удобства персонального авто с эффективностью и высоким КПД общественного транспорта.
Образ транспортной системы будущего - беспилотный, бюджетный и общедоступный “Uber”. В идеале - электрический.
Среднестатистический автомобиль используется порядка 5% от времени своей службы - оставшиеся 95% он проводит на всевозможных стоянках. С точки зрения концепций “устойчивости”, градостроительства и банальной эффективности, подобный подход оставляет массу вопросов.
Робомобиль способен исполнять по меньшей мере три роли. Утром он мог бы отвозить взрослых на работу, а детей - в школу, днем - доставлять различные грузы, вечером - выполнять функции “микроавтобуса”, развозящего молодежь по домам из клуба или с концерта.
В 2014 году, один из основателей стартапа NuTonomy, Эмилио Фраццоли (Emilio Frazzoli) опубликовал статью, в которой привел весьма впечатляющие данные. Речь шла о том, что роботизированная флотилия, насчитывающая всего 40% от существующего транспортного парка, могла бы полностью обслужить транспортные потребности жителей Сингапура. Город-государство, площадь которого составляет порядка 722 квадратных километров, мог бы обслуживаться 350 тысяч робомобилей - на сегодняшний день в стране насчитывается свыше 800 тысяч личных авто.
Премьер-министр Сингапура Ли Сянлун намерен продвигать новое видение городской мобильности, сочетающее робомобили, общественный транспорт, пешеходный трафик и велосипедную инфраструктуру. Плотность населения Сингапура превышает 8 тысяч человек на квадратный километр. Для сравнения, в Швейцарии этот показатель составляет 203 человека. Город нуждается в оптимальных транспортных решениях.
Сингапурская деавтомобилизация опирается на высокие налоги и единовременную выплату за право на владение авто, размер которой достигает $70 тыс. Более десяти компаний тестируют автономные решения в испытательном центре Наньянского технологического университета, планы властей включают развертывание беспилотных автобусов в трех пригородных районах начиная с 2022 года.
Трудно себе представить, что существующие технологии автономной навигации можно было бы задействовать для полного пересмотра транспортной парадигмы - подобный подход кажется чересчур оптимистичным. С другой стороны, современные автопилоты могли бы разнообразить арсенал каршеринговых компаний. Прокатчики смогли бы существенно сократить издержки, задействовав флотилию робокаров, способных самостоятельно перемещаться между заказчиками. А пока рулит человек, автоматика продолжила бы учиться и размечать улицы.
Подход сулит человечеству ряд серьезных преимуществ:
Автономные робокары могли бы заправляться в период “неактивности”, когда иные авто стоят на парковке. Самостоятельная заправка - серьезный шаг по направлению глобального перехода к электромобилям.
Автономная диспетчерская могла бы прогнозировать спрос на шеринговые авто и перегонять элементы флотилии в районы, где они оказались бы наиболее востребованными.
Робокары могли бы самостоятельно добираться до ремонтных центров и выбирать только самые дешевые парковки - подход позволил бы компании-владельцу флотилии сэкономить на оплате труда водителей и стоимости простоев.
Подобное видение ставит перед человечеством следующие вопросы:
Каким образом следует использовать существующие парковочные места? В случае, если большинство транспортных средств перейдут в режим непрерывного использования, потребность в львиной доле парковок попросту отпадет.
Стоит ли менять планировку существующих дорог, и если да - то каким образом? Следует ли использовать отдельные полосы существующих дорог в качестве “парковок по требованию”, в том числе и в случаях, когда такие действия приведут к замедлению движения?
Как изменится мир в случае появления автономного электротранспорта? Каких перемен следует ждать в области безопасности, энергоэффективности и транспорта?
Могут ли робокары нарушать правила? Может ли робот пересечь двойную сплошную в том случае, если это позволит ему избежать аварии - и если автоматика “поймет”, что подобный маневр не угрожает третьим лицам.
Тренды физического интернета
Роботизация характеризуется рядом экономических и социальных трендов:
Гибкость роботов ограничена: машины не заменяют людей “с порога”, однако “расцветают” там, где бизнес-процессы проектируются с нуля с учетом возможностей роботизации. Автоматизация требует четкой стратегии и наличия верной “дорожной карты”.
Даже самые крупные корпорации не смогут создать экосистему мобильных роботов самостоятельно. Вероятнее всего, в ближайшие годы мы увидим разнородные робоплатформы, производители которых предложат третьим лицам заняться разработкой отдельных частей и модульной нагрузки. Речь идет как о колесных, так и о квадрупедных многоцелевых платформах.
Современная робототехника решает абстрактную проблему “последней мили” и устраняет расстояния между людьми, физическими и виртуальными объектами. Примерно тот же путь в свое время прошел Интернет - сегодняшним аналогом виртуальных поисковиков становятся материальные роботы.
Перечисление всех прогнозов, как-либо затрагивающих тему будущего роботизации, могло бы занять отдельную статью. Рассматривать их в отдельности не так интересно, как оценивать картину в целом: ключевые тренды и выкладки лежат на поверхности.
Основные тренды замещения таковы:
Работодатели сталкиваются с дефицитом квалифицированной рабочей силы.
Порядка 40-50% от всех существующих работ поддаются автоматизации с использованием существующих технологий. Горизонт их “роботизации” и “цифровизации” составляет от 15 до 25 лет. Замещать живых сотрудников можно не только “физическими” роботами, но и виртуальными ботами, сложность написания которых с годами сокращается.
Тренды на пожизненный и среднесрочный найм сменяются рынком краткосрочных контрактов. В США этот рынок охватывает порядка 55 млн работников или более 35% рабочей силы. Большинство работ могут быть выполнены в рамках единовременного заказа, зачастую - на условиях работника.
Автоматизация пересматривает сложившиеся традиции и “правила игры”. В частности, роботизация позволяет женщинам трудоустраиваться в исконно-мужские отрасли, такие как производственный сектор.
Доля индивидуальной ответственности людей за свой выбор, действия и судьбу достигает исторического максимума.
Расслоение общества набирает обороты. Прогресс выделяет малую группу “рвущихся к звездам” специалистов, готовых потратить на саморазвитие и конкуренцию практически всю жизнь (они и образуют “костяк” рабочей силы мира будущего), и “простых смертных”, тщащихся запрыгнуть на уходящий поезд по итогам “спринта” (удачных инвестиций, успешных решений и прочих ситуативных выгод). “Промежуточного звена” между этими крайностями не остается.
С точки зрения бизнеса можно выделить дополнительный набор “специфических” трендов:
“Виртуальные” боты и алгоритмы дополняют традиционную аналитику и повышают ее эффективность. Автоматизация стирает грань между физическим миром и его “виртуальным” отображением в информационных сетях компаний.
Спроектированные с нуля “умные” процессы минимизируют долю человеческого участия и экономят ресурсы предприятия.
“Умные” дата-центры учатся прогнозировать и предотвращать проблемы задолго до того, как они приведут к отказам оборудования, простоям линий и прочим неприятностям.
Автоматизация бизнес-процессов, основанная на программных роботах и алгоритмах с элементами ИИ (robotic process automation, RPA) приобретает все большую популярность.
RPA сочетается с 69% цифровых стратегий предприятий. В интервале с 2017 по 2018 год, число проектов, связанных с RPA, удвоилось, причем количество проектов в расчете на одну организацию возросло с 8.6 до 14.9.
Согласно исследованию консалтинговой компании Deloitte за 2018 год, 81% бизнес-лидеров поддержали внедрение роботов - в 2017 году этот показатель составлял 72%. Между тем, 67% начинают развертывать технологии, в то время как в 2017 году этим занимались лишь 49%.
Консалтинговая фирма McKinsey опубликовала статистику, согласно которой свыше 80% компаний экспериментируют с RPA, автоматизируют бизнес-процессы и масштабируют технологию.
Gartner провели опрос, в котором приняли участие 64 корпоративных управленца, работавших в компаниях, выручка которых превышала $1 млрд – как выяснилось, свыше 50% респондентов либо активно внедряли RPA (31%), либо уже пожинали плоды такого внедрения (19%). Gartner ожидает суммарного расширения общего показателя до 88% уже в пределах следующих 2 лет.
В США, среднестатистическая группа из 40 человек, занимающаяся вопросами, связанными с бухгалтерским учетом, в среднем затрачивает до 25 тысяч трудовых часов и до $900 тысяч (среднегодовая зарплата одного специалиста составляет порядка $75 тыс.) в год на выполнение процессов, с легкостью поддающихся автоматизации. В ряде случаев, цифры можно умножить на два.
Роботы и еда: где мы сейчас
Исконно человеческая отрасль земледелия, издревле требующая недюжинного опыта, интуиции и смекалки, перестает быть таковой. Машины и алгоритмы искусственного интеллекта прогнозируют размеры урожая и определяют любые отклонения от нормы задолго до того, как их заметит фермер.
В 2017 году Research and Markets представили прогноз, согласно которому объемы рынка сельскохозяйственных роботов возрастут с $1.7 млрд в 2016 году до $27.1 млрд к 2023 году.
Аграрный комплекс - вторая по числу доступных вакансий область человеческой деятельности и наименее автоматизированная индустрия.
Market Research Engine предполагают, что объемы рынка агроботов достигнут $16.8 млрд к концу 2020 года и $75 млрд к 2025 году.
Согласно прогнозу Markets and Markets, рынок сельскохозяйственной робототехники достигнет $12.8 млрд к 2022 году, причем среднегодовой прирост составит порядка 20.71% в интервале с 2017 по 2022 год.
В Шропшире, Объединенное Королевство, исследователи задействовали роботов для выращивания и сбора урожая ячменя в полном цикле. Тотальная роботизация агропрома не оправдана с экономической точки зрения, однако возможна.
Тренд на роботизацию поддерживается постоянным сокращением числа молодых людей, желающих пойти по пути отцов предков, выбирая для себя профессию фермера.
Автоматизация позволит отказаться от использования гербицидов. Точечное опрыскивание минимизирует объемы используемых пестицидов, а дроны позволят фермерам сэкономить на привлечении пилотируемой авиации. Следующий шаг - механическая прополка. Отдаленное будущее - автономные и “устойчивые” роботы с солнечными батареями, способные распознавать сорняки и осуществлять лазерную прополку.
Роботизированные фермы
Важный тренд нового времени - возможность перехода к внутригородскому “сельскому” хозяйству. Вертикальные фермы позволят производить продукты в непосредственной близости от потребителей, минимизируют долю выбросов СО2, связанную с транспортировкой и обеспечат простых людей работой и свежими овощами. Развитие подобных комплексов повышает продуктовую безопасность страны и снимает зависимость от импортных продуктов питания.
Стартап Spread Co намерен открыть крупную автоматизированную фабрику листовой зелени в пригороде Киото, Япония. В случае успеха этого предприятия, можно будет говорить о серьезном потенциале городских робоферм и даже об их возможности конкурировать с сельскими наделами. Новая ферма сможет выращивать до 30 тысяч пучков салата-латука в день. Подобное земледелие отличается рядом важнейших преимуществ:
Качество и объемы урожая не зависят от погодных условий, вредителей, заболеваний и климата.
Механическая прополка снимет потребность в использовании гербицидов.
Небольшие городские вертикальные фермы появились в Японии еще в 70-х годах прошлого века. В 2010 году сектор получил неожиданное развитие: мир познакомился с энергоэффективными LED-лампами, а правительство страны ввело ряд субсидий для фермеров-инноваторов.
КПД Techno Farm впечатляет: в год с одного квадратного метра можно будет собрать 648 пучков латука - для сравнения, существующая крупная ферма в Камеоке выдает порядка 300 пучков, а среднестатистическая ферма, расположенная под открытым небом - всего 5 пучков. Выращивание одного пучка потребует 110 миллилитров воды - 1% от того, что используют “классические” фермеры. Фишка Spread - кастомизированные LED-лампы собственной разработки, потребляющие на 30% меньше энергии, чем их среднестатистические аналоги. Компания сотрудничает с Nippon Telegraph And Telephone West Corporation, цель которой - развитие специализированного ИИ, призванного оптимизировать выработку.
Амбиции Spread впечатляют: компания надеется развернуть аналогичные фермы в 100 городах по всему миру. Немецкий стартап Infarm рассчитывает открыть порядка тысячи ферм в Европе - как ожидается, общий объем инвестиций достигнет $25 млн. Микроферма, площадь которой составляет порядка 2 квадратных метров, выдает до 1.2 тыс. полезных растений в месяц.
Рестораны, шоппинг, вендинговые автоматы и пицца с пылу, с жару
Роботизация производственных и транспортных систем - “ранняя пташка” тотальной цифровизации и новейшей промышленной революции. В ближайшие годы машины покинут упорядоченную среду цехов и выберутся на свет “большого мира”. Дроны и роботы поднимутся в воздух, выедут на дороги и тротуары, трудоустроятся в магазины, малые компании и в иной бизнес.
Важный тренд в роботизации общепита и шоппинга - появление автономных “коробочных решений под ключ”. Сюда следует отнести роботизированные магазины (мобильные и стационарные), частично-автономные рестораны общественного питания и вендинговые автоматы нового типа. К последним можно отнести роботизированные хлебопечки BreadBot от Wilkinson Baking Company (системы замешивают и пекут хлеб за 90 минут и помещают в вендинговый автомат до 10 горячих буханок в час) и “детище” калифорнийской Chowbotics Inc - Sally. Устройство комбинирует до 20 видов овощей в 1 тысяче разнообразных салатов.
Частично роботизированный бостонский ресторан Spyce использует роботов для автоматизации большинства бизнес-процессов. Разработчики задействовали машины как для готовки, так и для придания заведению высокотехнологичного имиджа. Автоматика готовит блюда (преимущественно, салаты) в одном из 7 контейнеров на глазах у посетителей. Производительность системы достигает 200 порций в час.
“Коробочный” робот-бариста. Фото: CafeX. Источник изображения: ajc.com
В 2017 году китайский ритейлер Alibaba представил миру первый автономный супермаркет - с тех пор в стране появился целый ряд таких заведений, включая книжные и продуктовые.
Другой пример частичной роботизации - ресторан, открытый с участием Alibaba в китайском Ханчжоу. Клиенты заказывают и оплачивают еду с помощью мобильного приложения и забирают готовые заказы из пункта самообслуживания. Готовят блюда повара-люди.
В Ченду Alibaba Group экспериментируют с “коробочными” гостиницами будущего, постояльцев которых встречают и обслуживают роботы.
О каких трендах идет речь?
По данным Artisola, только 27% американцев ежедневно готовят еду дома. Эта цифра свидетельствует в пользу широчайших возможностей по роботизации заведений общепита и курьерских систем.
Meticulous Research предполагают, что рынок роботизации пищевой промышленности достигнет $2.1 млрд к 2022 году, причем среднегодовые темпы роста составят порядка 12.5%.
Развертывание автономных и частично-автономных “решений под ключ” ограничено лишь эффективностью и себестоимостью систем.
В ближайшие годы можно ожидать появления коботов, способных работать в тандеме с людьми, а также роботов с мягкими захватами, которые смогут перемещать продукты, не повреждая их в процессе взаимодействия. Такие машины “поселятся” в закусочных, ресторанах и обеспеченных домохозяйствах.
Программные алгоритмы могут использоваться для прогнозирования спроса и планировании запасов в ресторанах общественного питания. В частности, системы, используемые американским стартапом Zume, учитывают дни недели, прогноз погоды, школьное расписание и массу других факторов для того, чтобы спрогнозировать спрос на пиццу и определенные топпинги в тех или иных районах.
В будущем, еще больше людей перестанут выбираться в рестораны и начнут заказывать еду на дом: тренд “разгоняют” сервисы вроде Uber Eats и DoorDash, не за горами и расцвет беспилотных доставок.
McKinsey заявили о том, что современные технологии уже позволяют автоматизировать до 73% от всех бизнес-процессов организаций общественного питания.
По данным за 2017 год, машины, способные выполнять тот же объем работы, что и человек, получающий в McDonalds $15 в час, стоили от $25 до $35 тысяч долларов и окупались за 6 месяцев. Агентство Research and Markets предсказало, что рынок подобных устройств достигнет объемов порядка $73 млрд уже к 2020 году.
Согласно статистике Национальной ассоциации ресторанов США, 83% владельцев уже оснастили свои заведения системами POS (терминалами для приема платежных карт), а 40% ресторанов обеспечивают возможность заказывать еду в режиме онлайн.
Видение ресторана будущего включает “коробочную” аквапонную или вертикальную ферму, обслуживаемую роботами и получающую энергию из возобновляемых источников, небольшой зальчик для посетителей, хаб для робокурьеров и кухню, обслуживаемую автоматикой.
Основным драйвером роботизации общепита становится рост минимальной оплаты труда.
Роботизированный мобильный магазин. Источник изображения: newatlas.com
Аналогичные тенденции просматриваются и в области роботизации магазинов.
В 2017 году в Шанхае открылся роботизированный магазин группы компаний Wheelys, работающий 24 часа 7 дней в неделю. В заведении нет очередей, кассиров и касс - даже касс самообслуживания. За порядком следит искин, опираясь на данные видеонаблюдения - покупатели берут товары с полок и сканируют их при помощи мобильного приложения. Существует и версия роботизированного магазина на колесах.
В 2017 году Amazon представили миру концепцию супермаркета, обслуживаемого всего 3-10 сотрудниками. С того момента, корпорация открыла лишенный кассиров магазин Amazon Go в Чикаго и еще три заведения в Сиэтле.
Китайский JD открыл свыше 20 магазинов самообслуживания, опирающихся на системы компьютерного зрения, RFID и алгоритмы распознавания лиц.
Рязанская компания Аврора Роботикс разработала мобильный робокиоск “ВендБот”, созданный по заказу Baskin-Robbins. Как ожидается, устройство будет использоваться во время массовых мероприятий и в крупных ТРЦ.
Мобильные торговые точки, “призвать” которые в нужное место можно было бы при помощи мобильного приложения, способны оживить пригороды и составить серьезную конкуренцию традиционным супермаркетам.
Роботы и творчество
Искусственный интеллект уверенно вторгается в отрасли человеческой деятельности, связанные с творчеством и интуицией. Отдельные алгоритмы уже выдают контент, практически неотличимый от поделок людей, а главное - контент, способный вызывать яркие эмоции.
Стартап Aiva Technologies представил систему Aiva (Arificial Intelligence Virtual Artist), способную “сочинять” классическую музыку по ряду указанных критериев. Программа уже “выпустила” дебютный альбом Genesis и ряд синглов, получила официальный статус композитора и первые заказы на треки для озвучки кино, рекламы и компьютерных игр.
В 2018 году алгоритм IBM Watson написал сценарий, проработал сюжетную линию и персонажей для рекламы седана Lexus ES.
В 2016 году Washington Post представили миру программу Heliograf, предназначенную для автономной генерации коротких текстовых сообщений для блога издания. Впервые алгоритм задействовали во время Олимпиады в Рио для публикаций кратких сообщений о вручении медалей. Позже, разработчики расширили список тем - за год алгоритм опубликовал почти тысячу новостных заметок. USA Today и Associated Press также задействовали аналогичное ПО для формирования контента.
В 2016 году, в Японии, первый тур литературного конкурса (Литературный приз имени Хоси Синъити) прошла короткая повесть, написанная человеком при поддержке системы искусственного интеллекта. Судьи не знали, к каким произведениям приложил перо “робот”. О полной автоматизации литературной деятельности на данный момент говорить не приходится - доля участия человека-автора составила не менее 80%.
В 2018 году ИИ нарисовал ряд последовательных сцен для мультфильма “Флинтстоуны”, опираясь лишь на набор текстовых указаний.
В 2018 году сгенерированная искусственным интеллектом картина “Portrait of Edmond Belamy”, ушла с молотка за $432.5 тысяч.
Роботы, закон и политика
Суть ИИ потенциально отвечает исчерпывающему набору требований, предъявляемых человечеством к архетипичным царям и судьям.
Автоматика лишена собственных целей и стоит выше закона.
Робот всегда действует бескорыстно и нестяжательно. Открытый код исключает возможность возникновения конфликта интересов и ошибок человеческого фактора.
ИИ обладает бесконечной мудростью и терпением, а главное - может проявлять милосердие или действовать беспощадно в зависимости от тяжести преступления.
ИИ может заранее спрогнозировать исход тяжбы, разоблачить ложь в зале суда, оптимизировать законодательство и очистить его от неработающих норм и неэффективных правовых актов.
Автоматизация могла бы избавить мир от политиков-популистов, социальных паразитов, устаревшей партийной системы, “профессиональных” политиков, всевозможных лобби и недоверия. Индивидуалисты увидели бы в ИИ рациональную и заслуживающую доверия систему, а патерналисты - бесконечно-мудрого “Бога из машины”, способного решить все их проблемы.
Суммируя итоги, задавая вопросы
Рассматривая комплекс происходящих в мире изменений, нельзя не отметить ряд экзистенциальных моментов. В данном случае, мы говорим о философии ближайшего будущего, а не о сухой статистике и кейсах, приводимых выше.
Тренд на эксплуатацию человека человеком, сопровождавший нашу цивилизацию на протяжении всей ее обозримой истории, подходит к логическому финалу. Подобно тому, как помещики прошлого заменили слуг стиральными машинами, легкими утюгами, электронными отопительными приборами и приходящими специалистами со всевозможными минимойками и прочими высокотехнологичными девайсами, найм людей теряет экономическую оправданность.
Безусловный базовый доход - не прихоть любителей пособий и всевозможных “халявных” выплат, а один из немногих адекватных инструментов, способных обеспечить выживание “простых” членов общества в эпоху кардинальных перемен, которые произойдут в традиционной системе найма.
Единственным ключевым ресурсом будущего останется энергия. Она будет использоваться для производства, перевозки и переработки товаров. Львиная доля производственных процессов ляжет на “плечи” роботов.
Система человек-машина будет кардинально отличаться от всего того, к чему мы привыкли. Ряд отраслей останутся сугубо “человеческими”, иные перейдут в безраздельное распоряжение “постлюдей”.
Моральные дилеммы будущего затронут конфликт “человека” и “постчеловека” (киборга?). Чем отличается человек от постчеловека? Имеет ли смысл (соответствует ли нормам морали и нравственности?) оставаться человеком в эпоху, когда возможен переход в состояние “постчеловека”? Стоит ли сохранять человеческий вид без изменений, или его можно признать промежуточным звеном, а то и “эмбрионом” постчеловека?