В Воздушный кодекс внесены изменения, касающиеся беспилотников
10.01.2022В Воздушный кодекс РФ внесены очередные коррективы (соответствующий 488-ФЗ принят 24.12.2021 и опубликован 30.12.2021)
О внесении изменений в Воздушный кодекс РФ
Принят Государственной Думой 22 декабря 2021 года
Одобрен Советом Федерации 24 декабря 2021 года
Статья 1.
Внести в Воздушный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 12, ст. 1383; 2004, № 35, ст. 3607; № 45, ст. 4377; 2006, № 30, ст. 3290; 2007, № 50, ст. 6245; 2009, № 29, ст. 3616; 2011, №7, ст. 901; 2012, № 31, ст. 4318; 2013, № 23, ст. 2882; 2014, № 30, ст. 4254; 2015, № 27, ст. 3957; № 29, ст. 4380; 2016, № 1, ст. 82; № 27, ст. 4224; 2021, № 24, ст. 4226; № 27, ст. 5159) следующие изменения:
1) — в абзаце первом пункта 3 статьи 8 слова «воздушных судов и другой авиационной техники» заменить словами «подлежащей обязательной сертификации в соответствии с подпунктами 2 и 21 пункта 1 настоящей статьи авиационной техники», слова «гражданских воздушных судов,» заменить словами «подлежащих обязательной сертификации беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов, за исключением легких, сверхлегких гражданских воздушных судов, не осуществляющих коммерческих воздушных перевозок и авиационных работ, управление поддержанием летной годности подлежащих обязательной сертификации беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов, за исключением легких, сверхлегких гражданских воздушных судов, не осуществляющих коммерческих воздушных перевозок и авиационных работ,»;
2) в пункте 32 статьи 33 слово «учету» заменить словами «государственному учету федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере гражданской авиации, »;
3) в статье 34:
а) пункт 22 изложить в следующей редакции:
«22. На экспериментальные воздушные суда и беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов, ввезенные в Российскую Федерацию или произведенные в Российской Федерации, наносятся учетные опознавательные знаки.»;
6) в пункте 6 слова «и регистрационные» заменить словами «, регистрационные и учетные»;
4) статью 35 изложить в следующей редакции:
«Статья 35. Летная годность беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов
1. Летная годность беспилотной авиационной системы и (или) ее элемента, гражданского воздушного судна, авиационного двигателя, воздушного винта - состояние беспилотной авиационной системы и (или) ее элемента, гражданского воздушного судна, авиационного двигателя, воздушного винта, при котором они соответствуют типовой конструкции или характеристикам, установленным актом оценки воздушного судна на его соответствие требованиям к летной годности и требованиям в области охраны окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации, и способны обеспечивать их безопасную эксплуатацию.
2. Требования к летной годности беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов и требования в области охраны окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации (далее - требования к летной годности и к охране окружающей среды) устанавливаются федеральными авиационными правилами.»;
5) в статье 37:
а) в абзаце первом пункта 1 слова «к летной годности и к охране окружающей среды» заменить словами «сертификационного базиса»;
6) дополнить пунктом 11 следующего содержания:
«1. Сертификационный базис - совокупность требований, необходимых для обеспечения безопасной эксплуатации беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов и охраны окружающей среды от воздействия деятельности в области авиации.
Сертификационный базис разрабатывается юридическим лицом, осуществляющим разработку беспилотной авиационной системы и (или) ее элемента, гражданского воздушного судна, авиационного двигателя, воздушного винта на основании требований к летной годности и к охране окружающей среды, применимых к конкретному типу беспилотной авиационной системы и (или) ее элемента, гражданского воздушного судна, авиационного двигателя, воздушного винта, и утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере гражданской авиации.
Порядок разработки и утверждения сертификационного базиса устанавливается федеральными авиационными правилами.»
в) в пункте 3 слова «в установленном порядке» заменить словами «в порядке, установленном федеральными авиационными правилами,»;
г) пункт 4 изложить в следующей редакции:
«4. Обеспечение соответствия требованиям сертификационного базиса типовых конструкций беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов либо изменения их типовых конструкций возлагается на разработчика беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов либо разработчика изменений их типовых конструкций. Обеспечение соответствия каждых серийно производимой беспилотной авиационной системы и (или) ее элемента, гражданского воздушного судна, авиационного двигателя, воздушного винта типовой конструкции возлагается на изготовителя.»;
д) пункт 7 после слова «сертификации» дополнить словами «беспилотных авиационных систем и (или) их элементов,»;
6) в статье 37':
а) пункты 3 и 4 признать утратившими силу;
6) пункт 6 изложить в следующей редакции:
«6. Техническое обслуживание беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов — выполнение работ на беспилотных авиационных системах и (или) их элементах, гражданских воздушных судах, авиационных двигателях, воздушных винтах по поддержанию летной годности беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов, включая контрольно-восстановительные работы, проверки их частей, замены их частей, устранения дефектов, выполняемые как в отдельности, так и в сочетании, а также практическое осуществление изменений их типовых конструкций или ремонта.»;
в) пункт 7 изложить в следующей редакции:
«7. Правила наземного обслуживания гражданских воздушных судов и технического обслуживания подлежащих обязательной сертификации беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов, за исключением легких, сверхлегких гражданских воздушных судов, не осуществляющих коммерческих воздушных перевозок и авиационных работ, устанавливаются федеральными авиационными правилами и включают в себя в том числе перечень работ по наземному и техническому обслуживанию.
Правила технического обслуживания устанавливаются в зависимости от максимальной взлетной массы гражданских воздушных судов и целей их использования (коммерческие воздушные перевозки, авиационные работы, полеты авиации общего назначения).»;
г) пункт 8 дополнить абзацем следующего содержания:
«Форма и порядок выдачи документов, устанавливающих ограничения эксплуатации гражданских воздушных судов, порядок снятия ограничений эксплуатации гражданских воздушных судов устанавливаются федеральными авиационными правилами.»;
7) дополнить статьей 372 следующего содержания:
«Статья 372. Поддержание летной годности
1. Поддержание летной годности — совокупность процессов, обеспечивающих соответствие беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов требованиям к летной годности и к охране окружающей среды и поддержание беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов в состоянии, соответствующем требованиям — эксплуатационной документации и — воздушного законодательства Российской Федерации, на протяжении срока их службы.
Порядок поддержания летной годности устанавливается федеральными авиационными правилами в зависимости от максимальной взлетной массы гражданских воздушных судов и целей их использования (коммерческие воздушные перевозки, авиационные работы, полеты авиации общего назначения).
2. Управление поддержанием летной годности — комплекс мер по организации поддержания летной годности, определенных федеральными авиационными правилами и выполняемых организацией, осуществляющей управление поддержанием летной — годности подлежащих обязательной сертификации беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов, за исключением легких, сверхлегких гражданских воздушных судов, не осуществляющих коммерческих воздушных перевозок и авиационных работ, в порядке, определенном федеральными авиационными правилами, указанными в настоящем пункте.
3. Требования к организациям, осуществляющим управление поддержанием летной годности подлежащих обязательной сертификации беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов, за исключением легких, сверхлегких гражданских воздушных судов, не осуществляющих коммерческих воздушных перевозок и авиационных работ, в том числе к персоналу таких организаций, устанавливаются федеральными авиационными правилами.»;
8) пункт 1 статьи 53 изложить в следующей редакции:
«1. К выполнению функций членов экипажа и функций специалистов по техническому обслуживанию гражданского воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее и беспилотной авиационной системы в составе с беспилотным гражданским воздушным судном с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, функций сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, диспетчерскому обслуживанию воздушного движения допускаются лица из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, имеющие выданные уполномоченным органом в области гражданской авиации соответствующие свидетельства.»;
9) в статье 88:
а) пункт 2 изложить в следующей редакции:
«2. К обеспечению и проведению поисковых и аварийноспасательных работ могут привлекаться поисковые и аварийноспасательные силы и средства, включая беспилотные воздушные суда и беспилотные авиационные системы, авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации, а также владельцы беспилотных воздушных судов.»;
б) в пункте 3 второе предложение изложить в следующей редакции: «Расходы авиационных предприятий и организаций экспериментальной авиации на поддержание готовности поисковых и аварийно-спасательных сил и средств, проведение поисковых и аварийно-спасательных работ и участие в их обеспечении, а также расходы владельцев беспилотных воздушных судов на проведение поисковых и аварийно-спасательных работ и участие в их обеспечении возмещаются за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.»;
в) пункт 5 изложить в следующей редакции:
«5. Порядок привлечения поисковых и аварийно-спасательных сил и средств, включая беспилотные воздушные суда и беспилотные авиационные системы, авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации, а также владельцев беспилотных воздушных судов к проведению поисковых и аварийноспасательных работ для оказания помощи пассажирам и экипажам терпящих или потерпевших бедствие воздушных судов, а также людям, терпящим или потерпевшим бедствие на море, устанавливается Правительством Российской Федерации.»;
10) пункт 11 статьи 94 изложить в следующей редакции:
«11. В случае, если все принятые для поиска людей, потерпевитих бедствие на море, меры не дали результатов, решение о прекращении поиска людей, потерпевших бедствие на море, с привлечением поисковых и аварийно-спасательных сил и средств, включая беспилотные воздушные суда и беспилотные авиационные системы, авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации, а также владельцев беспилотных воздушных судов принимается уполномоченным органом, принявшим решение о поиске людей, терпящих или потерпевших бедствие на море, с привлечением таких сил и средств.».
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2022 года.
--
--
Несмотря на туманность формулировки ФЗ, продолжают действовать Правила учета БВС от 0.25 до 30 кг, утвержденные ПП РФ 658 от 25.05.2019, то есть в отношении таких БВС не требуется их регистрация, только постановка на учет (и размещение соответствующих учетных знаков). Регистрация требуется для БВС весом от 30 кг и более. Подробнее о постановке на учет БВС до 30 кг
Комментирует Глеб Бабинцев, генеральный директор Ассоциации "АэроНекст"
"В силу наличия двух процедур - Регистрация для "тяжелых"БВС и ПВС и Учет для "легких" БВС знаки также получили разное название.Сам термин "Учетный номер" и требования о его нанесении уже есть в ПП 658 от 2019 года, но этого не было в ВзК РФ - вот и подправили.
НПА есть - Постановление Правительства от 25.05.2019 № 658. Его проекты содержали требования о RFID и транспондерах, но к счастью разум победил. Это не означает, что требования об обязательном бортовом оборудовании для идентификации не вернутся - мы уже видим такие проекты НПА, но надеемся, что предлагаемые решения будут хотя бы эффективны применительно к задаче".
--