Как создать собственного складского робота и удержаться на рынке в период турбулентности

02.08.2022

Кейс стартапа Astabot

Юрий Буковников основал компанию Astabot на деньги, вырученные от продажи собственной доли в онлайн-дистрибуторе автозапчастей exist.ru. С 2018 года компания развивалась без привлечения внешнего капитала, стараясь максимально сдерживать расходы на разработку. Эта стратегия позволила предпринимателю добиться низкой себестоимости робота и удержаться на рынке в 2022, когда большинство компаний «заморозили» проекты роботизации.

 

Юрий Буковников, основатель Astabot

 

Складские роботы в России и мире

Глобальный рынок складских роботов представляет собой перспективную и быстрорастущую нишу. Согласно отчету Mordor Intelligence, в 2021 году он оценивался в $9.88 млрд, а к 2027 по прогнозам должен вырасти до $23.09 млрд. Главным вдохновителем для разработчиков, решивших испытать удачу на этом рынке, является стартап Kiva Systems. В 2012 году он продал свой бизнес компании Amazon за $775 млн., что стало второй по стоимости покупкой ритейл-гиганта. Amazon чрезвычайно высоко оценил эффективность от внедрения роботов на складе и уже десять лет развивает это направление с помощью своих дочерних компаний – сегодня в логистических центрах Amazon работает более 200 тысяч складских «умных машин».

Главная причина спроса на складских роботов – возможность сократить с их помощью расходы на обслуживание склада. До некоторых пор это преимущество было актуально в первую очередь для западных рынков – благодаря этим устройствам компании избавлялись от высоких затрат на рекрутинг сезонного персонала, сокращали фонд заработной платы, снижали объем социальных выплат, уменьшали риски, связанные с охраной труда, и так далее. До некоторых пор всё это имело мало отношения к российским реалиям. Однако несколько лет назад ситуация начала меняться. Сначала роботы появились на российских складах международных компаний, что подогрело интерес к этой технике у местных ритейлеров. Кардинальным образом ситуацию на рынке поменяла пандемия. По данным логистического оператора «ПроФреш», из-за оттока трудовых мигрантов услуги складского разнорабочего за период с 2019-го до 2021 года подорожали примерно в два раза. Таким образом для появления рынка складских роботов в России появились весомые предпосылки.

Складские операторы, задумавшиеся о роботизации 3-4 года назад, могли рассчитывать исключительно на покупку зарубежной техники. Многих останавливала ее стоимость – даже с учетом тренда на рост зарплат неквалифицированных рабочих и дефицит рабочей силы, целесообразность покупки устройства за $50 тысяч все еще вызывала сомнения. С этой проблемой был хорошо знаком Юрий Буковников, на тот момент технический директор и совладелец онлайн-дистрибутора автозапчастей exist.ru. Изучив рынок, он запустил компанию Astabot, призванную создать экономически оправданную в российских условиях модель складского робота со стоимостью, в разы ниже зарубежных аналогов.

«Мы решили сделать ставку на стоимость продукта, – рассказывает Буковников. – Была идея из очень простых комплектующих сделать робота, возможно, не соответствующего всем характеристикам дорогих западных моделей, но выполняющего свою бизнес-функцию: довезти груз из точки А в точку Б. Пусть не так быстро и красиво, но успешно».

 

От идеи к первому образцу

Работу над первым образцом складского робота Буковников начал в 2018 году с нуля.

«На тот момент на рынке было пусто, поэтому мы сразу поставили перед собой амбициозную задачу – захватить российский рынок складских роботов», – рассказывает директор компании.

Для начала команде Astabot требовалось найти поставщиков для компонентов, которые не были представлены в России.

«Проанализировав рынок комплектующих, мы поняли, что в России можно вести разработку, делать раму, корпус, писать программное обеспечение, – рассказывает Юрий Буковников. – А вот электронные компоненты планировалось закупать в Южной Корее и Китае. Если оценить итоговую себестоимость робота с учетом сборки, то российским он оказался на 40-45%».

Два года компания занималась исключительно поиском технического решения (НИОКР). Все делалось на базе частного капитала Буковникова, который появился путем продажи доли в предыдущем бизнесе. В основе технического решения лежала идея наиболее распространенной модели складского робота – самоходной тележки, которая перемещает палеты по территории склада.

В зависимости от конфигурации устройство может иметь или не иметь подъемный механизм, а также комплектоваться весами, планшетом и сканером, что освобождает руки складских работников. Управляет роботом RMS (Robot Management System), интегрирующаяся в систему управления складом (WMS). Такая интеграция позволяет роботу быть достаточно автономным – например, отслеживать процесс разгрузки и понимать, когда в текущей точке все нужные грузы сняты и пора ехать к следующей.

Одной из самых сложных задач для команды Буковникова была интеграция системы управления роботами со складскими программами в первую очередь, с «1С: Склад». За это направление отвечала отдельная группа разработчиков. Через некоторое время компания решила создать собственную WMS для уменьшения зависимости от конкретного ПО заказчика. В эту систему достаточно загрузить накладную, чтобы она могла контролировать действия робота и процессы погрузки/разгрузки.

Еще одна проблема, с которой приходилось работать на этапе НИОКР, – это проходимость робота. Зачастую покрытие полов на складах неровное, с кочками и выбоинами. Проблему можно было бы решить установкой дополнительных амортизаторов, однако это повышало себестоимость устройства и сложность конструкции. В итоге в конструкцию и настройки роботов и системы управления были внесены изменения, позволяющие передвигаться по неровным полам.

 
 

Свой путь: фокус на низкую себестоимость

Ключевой задачей разработки было удержать цену на робота. Поэтому команда решила отказаться от идеи создания модельного ряда, а вместо этого решила проектировать функциональные модули, из которых можно будет впоследствии собирать кастомные устройства по требованию заказчика.

Юрий Буковников принципиально не тратил средства на дизайн: «Мы делали дешевого робота, а не красивого, фокусировались на функционале, а не на дизайне, и это позволяло сэкономить».

Спустя два года работа над модульным роботом завершилась, компания была готова к переговорам с первыми потенциальными заказчиками. На этом этапе расходы Буковникова составили около $1 млн.

«Для разработки такого уровня – это небольшие деньги, – говорит директор Astabot. – Думаю, если бы мы развивались на привлеченные средства, не заботясь об экономии на каждом этапе, эта сумма была бы выше примерно в 10 раз. Именно столько стоят похожие по НИОКР-процессу разработки, к примеру, базирующиеся в «Сколково».

Чтобы снизить для клиентов – ритейлеров, операторов склада – стоимость роботизации, компания решила не только продавать роботов, но предоставлять их в аренду.

«Таким образом мы получали еще одно конкурентное преимущество перед западными производителями, которые были готовы только продавать, но не сдавать свою продукцию в аренду, – рассказывает Юрий Буковников. – Модульный принцип сборки позволял передавать роботов, собранных из модулей, клиентам на время, к примеру, на несколько месяцев. А затем при необходимости забирать обратно и пересобирать уже для следующих клиентов в соответствии с их потребностями».

К концу 2021 году бизнес был готов «к взлету». Следующим шагом планировалось осуществить первый пилотный проект на складе клиента. Однако в конце февраля 2022 года почти все потенциальные заказчики поставили свои проекты роботизации на паузу и отказались от «пилотирования» Astabot. В этот сложный момент у компании появился партнер, благодаря которому проект получил дальнейшее развитие.

 
 

Из клиента в партнеры

В марте 2022 в Astabot обратился логистический оператор «Профреш». В 2021 году компания начала роботизировать свои складские помещения – она уже внедрила систему автоматизированной обмотки палет, а с 2022 планировала применять роботы для перемещения товаров по складу. В качестве поставщиков оборудования рассматривались зарубежные Linde и Geek+. Однако в марте 2022 года их стоимость значительно выросла, а возможность поставки в Россию оказалась под вопросом. Сложившаяся ситуация заставила руководство компании искать производителя в России.

«Astabot стал для «ПроФреш» единственным приемлемым способом продолжить роботизацию в текущих условиях, – рассказывает генеральный директор «ПроФреш» Давид Чиквашвили. – Однако на момент нашего знакомства у Astabot не было робота, полностью готового к работе на наших складах. В результате мы договорились о партнерской схеме – совместной разработке складских роботов на основе базового функционала Astabot. Мы инвестировали в доработку образцов и ожидаем, что в результате получим технику, полностью соответствующую нашим потребностям».

В ходе сотрудничества команда Astabot получила от «ПроФреш», давно работающей на рынке логистики, ряд важных предложений по усовершенствованию модели, которые были применены на практике.

«Партнерский договор с «ПроФреш» позволил нам завершить цикл разработки продукта и его вывода на рынок, – подводит итог Юрий Буковников. – К 2022 году, который стал крахом для многих технологичных бизнесов, Astabot подошел в неплохой форме. Думаю, что ключом к успеху в данной ситуации стали два фактора: фокус на экономию и гибкость бизнес-модели. В результате Astabot смотрит в будущее с оптимизмом даже в нынешней непростой ситуации».

--

  Публикации

Последние материалы

Метки
AGV ai AMR ARM BVLOS DARPA DIY DIY (своими руками) DJI eVTOL Lely pick-and-place RPA VTOL аватары авиация автоматизация автомобили автомобили и роботы автономные агродроны аддитивные технологии андроиды анималистичные АНПА антропоморфные Арт архитектура аэромобили аэропорты аэротакси безопасность безработица и роботы беспилотники бионика бионические больницы будущее бытовые роботы вакансии вектор вертолеты видео внедрения роботов внутритрубная диагностика водородные военные военные дроны военные роботы встречи высотные выставки газ Германия глайдеры горнодобыча городское хозяйство господдержка гостиницы готовка еды Греция грузоперевозки группы дронов гуманоидные дайджест Дания доение роботизированное доильные роботы дом домашние роботы доставка доставка беспилотниками доставка и роботы дронизация дронопорты дроны Европа еда железные дороги животноводство жилище захваты земледелие игрушки идеи измерения Израиль ИИ ИИ - вкратце инвентаризация Индия Иннополис инспекция интервью интерфейсы инфоботы Ирак Иран искусственный интеллект испытания исследования история Италия Казахстан как заработать Канада квадрупеды кейсы киборгизация кино Китай коботы коллаборативные роботы колонки коммунальное хозяйство компании компоненты конвертопланы конкурсы конспекты конструкторы концепты кооперативные роботы космос культура курьезы курьеры лабораторные роботы Латвия лесоустройство лизинг линки логистика люди и роботы магазины машинное обучение медицина медицина и роботы металлургия мнения мобильные роботы модульные мойка море морские мусор мусор и роботы навигация надводные наземные военные роботы налоги наука научные научные роботы необычные нефтегаз нефть Нидерланды Новая Зеландия Норвегия носимые роботы ОАЭ образование образовательная робототехника обучающие роботы общепит общепит и роботы общество Объединенное Королевство октокоптеры онлайн-курсы робототехники опрыскивание офисные охрана и беспилотники охрана и роботы парники патенты персональные роботы пищепром пляжи ПО подводные подводные роботы подземные пожарные пожарные роботы поиск полевые роботы полезные роботы полиция помощники Португалия порты последняя миля потребительские роботы почта право презентации пресс-релизы применение беспилотников применение дронов применение роботов прогнозы проекты производство производство дронов происшествия промышленность промышленные роботы противодействие беспилотникам псевдоспутники работа развлечения и беспилотники развлечения и роботы разгрузка разработка распознавание речи растениеводство регулирование регулирование дронов регулирование робототехники рекорды рисунки робомех робомобили роботакси роботизация робототехника роботрендз роботренды роботы роботы и автомобили роботы и мусор роботы и обучение роботы и развлечения роботы и строительство роботы телеприсутствия роботы-транспортеры робошум рои рой Россия Руанда сад садоводство сайт RoboTrends.ru сбор урожая сборка заказов сварка связь сделки сельское хозяйство сенсоры сервисные роботы синтез речи склады склады и роботизация смартроботы соревнования сортировка сотрудничество софт-роботика социальная робототехника социальные социальные роботы спорт спорт и дроны спорт и роботы спутниковая статистика строительство судовождение США такси телеком телеприсутствие теплицы теплосети термины терроризм тесты технологии техносказки тилтроторы ТНПА торговля транспорт транспортные роботы тренды трубопроводы трубопроводы и роботизация уборка Украина уличные роботы участники рынка фотограмметрия Франция химия хобби-беспилотники ховербайки Хождение цифры частоты чатбот шагающие роботы Швейцария Швеция шоу экзоскелеты эко-дроны экология электроника энергетика этика (робоэтика) Южная Корея юмор Япония

Подписка: RSS, Email, Telegram
  Информация