Почему японские лидеры в области робототехники не спешат выходить на рынок гуманоидных роботов
10.07.2024Роботы гуманоидного типа сейчас явно находятся в фокусе внимания рынка робототехники, причем в авангарде конкуренции идут производители США и Китая. Как не удивительно, но традиционные японские гиганты в области промышленных роботов, все еще практически отсутствуют на этом поле, да и в целом, если взять топ-4 крупнейших в мире производителей промышленных роботов, то есть Fanuc, ABB, Yaskawa и Kuka, явно не играют «первую скрипку» в сегменте гуманоидных роботов. Тему разбирает
Это повод задаться вопросом – компании почему-то недостаточно оптимистичны в отношении разработки человекообразных роботов или за их пассивностью стоят какие-то иные причины? На сегодня производители «большой четверки» прямо или косвенно заявили, что не будут заниматься разработкой человекообразных роботов на данном этапе, предпочитая вместо этого сосредоточиться на привычном им бизнесе – промышленных роботах. Впрочем, фраза «на данном этапе» оставляет им возможности для маневра.
Говоря о «человекообразных роботах», стоит говорить о «человекообразных промышленных роботах», а не о множественных поделках типа «инфоботов» или роботов-официантов. Несмотря на значительные успехи, достигнутые компаниями Tesla, Fig AI, YuShu Technology (Unitree) на рынке гуманоидных роботов, было бы некорректно говорить, что японские производители роботов не проявляют интереса к этой области. Например, Honda и Kawasaki Heavy Industries уже немало лет инвестируют в разработки гуманоидных роботов и продолжают это делать. Робот Kaleido, Kawasaki, существует уже в 8-м поколении. Робот Asimo представлен Honda в 2000 году, после 14 лет исследований, и с тех пор не раз подвергался модификациям вплоть до 2018 года, когда Honda сообщила о прекращении работ над ним. Так что при достижении существенных успехов коллегами из США и Китая, японские производители, вполне возможно, быстро и мощно подключатся к процессу.
Ситуация с коботами
Осторожный подход японских производителей роботов к новым технологическим трендам вполне наглядно проявился в ситуации с появлением такого направления робототехники, как коллаборативные роботы. Датская Universal Robots (UR) выпустила первого в мире кобота в 2008 году. Японские производители также в той или иной степени занимались темой коботов, но очевидно, что до сих пор это были просто осторожные «пробы температуры воды». Судя по выступлениям на выставке iREX в Токио в 2023 году, в отрасли ожидают, что в 2024 году японские компании станут гораздо более активными на рынке коботов.
Рынок коботов развивается уже более 10 лет, но для японских компаний все только начинается. В Fanuc уже не раз намекали, что не менее 10% ее будущих объемов выпуска будет приходиться на коботов.
Очевидный тренд – все более размытая грань между промышленными и коллаборативными роботами. На ранних этапах коботы жертвовали скоростью и точностью ради безопасности, что создавало проблемы для обрабатывающих отраслей, отдающих приоритет эффективности производства. Но стратегии таких компаний, как Fanuc и Denso, предполагают комбинирование коллаборативных и промышленных функциональностей роботов путем регулирования скорости в зависимости от того, чем занят робот и что происходит вокруг него.
Интересный факт. Поскольку такие крупные компании как Kawasaki Heavy Industries и Mitsubishi Electric, в последнее время назначают руководителей с опытом работы в области робототехники и ориентированных на инновации, можно предположить, что робототехника станет ключевой областью развития для этих компаний.
Разумно-взвешенная позиция в отношении гуманоидных роботов?
На примере коботов можно было понять, что консервативные японские производители склонны занимать осмотрительную позицию при появлении новых трендов. Они ожидают момента, когда рыночный спрос прояснится, когда будут набиты первые шишки и найдены пути решения выявленных проблем, прежде чем делать значительные инвестиции.
Кроме того, в отношении перспектив гуманоидных роботов на рынке пока что нет единого одобрительного мнения. Так, Барри Лам, Quanta Computer, недавно заявил, что соотношение цены/качества у гуманоидных роботов низкое, что они впустую тратят энергию и обладают низкой коммерческой ценностью. [прим. Алексей Бойко,
Действительно, для автоматизации производства в большинстве случаев хватает тандема традиционных 6-осевых промышленных роботов в сочетании с автономными мобильными роботами (AMR). Есть ли ниша для мобильных гуманоидных роботов?
Эксперты отрасли полагают, что как и в случае с коботами, крупнейшие производители промышленных роботов не будут спешить с выходом на еще незрелый рынок, предоставляя возможность торить дорогу таким пионерам, как Tesla и Fig AI. Такая стратегия логична и для консервативных японских предпринимателей, которые не спешат с выходом в этот сегмент рынка, наблюдая за развитием ситуации.
--
В отчете Humanoid Robots in Operations компания Horvath назвала 2025 год датой начала массового производства гуманоидных роботов, при этом ожидается, что массовый выпуск снизит цену на устройства с 80 тысяч евро до 48 тысяч евро к 2030 году. Роботы, кроме того, будут требовать затрат на обслуживание в размере около 4000 евро в год. Помимо выгоды от снижения цен, к 2030 году аналитики ожидают дальнейшего наращивания возможностей таких роботов. Вполне возможно, возможности роботов вскоре превзойдут человеческие в плане «скорости движений, гибкости и мелкой моторики». Среди первых пилотных проектов, реализуемых в этой области - объявленная ранее в этом году сделка между Mercedes-Benz и Apptronik по использованию автогигантом роботов Apollo. Пока что в автопроме оценивают варианты использования Apollo, в частности возможности доставки работникам деталей с одновременной их проверкой.