Почему японские лидеры в области робототехники не спешат выходить на рынок гуманоидных роботов

10.07.2024

Роботы гуманоидного типа сейчас явно находятся в фокусе внимания рынка робототехники, причем в авангарде конкуренции идут производители США и Китая. Как не удивительно, но традиционные японские гиганты в области промышленных роботов, все еще практически отсутствуют на этом поле, да и в целом, если взять топ-4 крупнейших в мире производителей промышленных роботов, то есть Fanuc, ABB, Yaskawa и Kuka, явно не играют «первую скрипку» в сегменте гуманоидных роботов. Тему разбирает DigiTimes Asia.   

Это повод задаться вопросом – компании почему-то недостаточно оптимистичны в отношении разработки человекообразных роботов или за их пассивностью стоят какие-то иные причины? На сегодня производители «большой четверки» прямо или косвенно заявили, что не будут заниматься разработкой человекообразных роботов на данном этапе, предпочитая вместо этого сосредоточиться на привычном им бизнесе – промышленных роботах. Впрочем, фраза «на данном этапе» оставляет им возможности для маневра.

Говоря о «человекообразных роботах», стоит говорить о «человекообразных промышленных роботах», а не о множественных поделках типа «инфоботов» или роботов-официантов. Несмотря на значительные успехи, достигнутые компаниями Tesla, Fig AI, YuShu Technology (Unitree) на рынке гуманоидных роботов, было бы некорректно говорить, что японские производители роботов не проявляют интереса к этой области. Например, Honda и Kawasaki Heavy Industries уже немало лет инвестируют в разработки гуманоидных роботов и продолжают это делать. Робот Kaleido, Kawasaki, существует уже в 8-м поколении. Робот Asimo представлен Honda в 2000 году, после 14 лет исследований, и с тех пор не раз подвергался модификациям вплоть до 2018 года, когда Honda сообщила о прекращении работ над ним. Так что при достижении существенных успехов коллегами из США и Китая, японские производители, вполне возможно, быстро и мощно подключатся к процессу.

 

 

Ситуация с коботами

Осторожный подход японских производителей роботов к новым технологическим трендам вполне наглядно проявился в ситуации с появлением такого направления робототехники, как коллаборативные роботы. Датская Universal Robots (UR) выпустила первого в мире кобота в 2008 году. Японские производители также в той или иной степени занимались темой коботов, но очевидно, что до сих пор это были просто осторожные «пробы температуры воды». Судя по выступлениям на выставке iREX в Токио в 2023 году, в отрасли ожидают, что в 2024 году японские компании станут гораздо более активными на рынке коботов.

Рынок коботов развивается уже более 10 лет, но для японских компаний все только начинается. В Fanuc уже не раз намекали, что не менее 10% ее будущих объемов выпуска будет приходиться на коботов.

Очевидный тренд – все более размытая грань между промышленными и коллаборативными роботами. На ранних этапах коботы жертвовали скоростью и точностью ради безопасности, что создавало проблемы для обрабатывающих отраслей, отдающих приоритет эффективности производства. Но стратегии таких компаний, как Fanuc и Denso, предполагают комбинирование коллаборативных и промышленных функциональностей роботов путем регулирования скорости в зависимости от того, чем занят робот и что происходит вокруг него.

Интересный факт. Поскольку такие крупные компании как Kawasaki Heavy Industries и Mitsubishi Electric, в последнее время назначают руководителей с опытом работы в области робототехники и ориентированных на инновации, можно предположить, что робототехника станет ключевой областью развития для этих компаний.   

 

Разумно-взвешенная позиция в отношении гуманоидных роботов?

На примере коботов можно было понять, что консервативные японские производители склонны занимать осмотрительную позицию при появлении новых трендов. Они ожидают момента, когда рыночный спрос прояснится, когда будут набиты первые шишки и найдены пути решения выявленных проблем, прежде чем делать значительные инвестиции.

Кроме того, в отношении перспектив гуманоидных роботов на рынке пока что нет единого одобрительного мнения. Так, Барри Лам, Quanta Computer, недавно заявил, что соотношение цены/качества у гуманоидных роботов низкое, что они впустую тратят энергию и обладают низкой коммерческой ценностью. [прим. Алексей Бойко, @prorobots : вряд ли с ним можно согласиться – современный мир весьма многопланово адаптирован под человеческий форм-фактор, и потому мобильные гуманоидные роботы вполне могут добиваться в нем востребованности, если получится делать их не слишком дорогими, не слишком жадными до электроэнергии, и способными к сравнительно длительным периодам работы без проводного подключения к энергосети].   

Действительно, для автоматизации производства в большинстве случаев хватает тандема традиционных 6-осевых промышленных роботов в сочетании с автономными мобильными роботами (AMR). Есть ли ниша для мобильных гуманоидных роботов?

Эксперты отрасли полагают, что как и в случае с коботами, крупнейшие производители промышленных роботов не будут спешить с выходом на еще незрелый рынок, предоставляя возможность торить дорогу таким пионерам, как Tesla и Fig AI. Такая стратегия логична и для консервативных японских предпринимателей, которые не спешат с выходом в этот сегмент рынка, наблюдая за развитием ситуации.

 

-- 

В отчете Humanoid Robots in Operations компания Horvath назвала 2025 год датой начала массового производства гуманоидных роботов, при этом ожидается, что массовый выпуск снизит цену на устройства с 80 тысяч евро до 48 тысяч евро к 2030 году. Роботы, кроме того, будут требовать затрат на обслуживание в размере около 4000 евро в год. Помимо выгоды от снижения цен, к 2030 году аналитики ожидают дальнейшего наращивания возможностей таких роботов. Вполне возможно, возможности роботов вскоре превзойдут человеческие в плане «скорости движений, гибкости и мелкой моторики». Среди первых пилотных проектов, реализуемых в этой области - объявленная ранее в этом году сделка между Mercedes-Benz и Apptronik по использованию автогигантом роботов Apollo. Пока что в автопроме оценивают варианты использования Apollo, в частности возможности доставки работникам деталей с одновременной их проверкой.    

  Публикации

Последние материалы

Метки
AGV ai AMR ARM BVLOS DARPA DIY DIY (своими руками) DJI eVTOL Lely pick-and-place RPA VTOL аватары авиация автоматизация автомобили автомобили и роботы автономные агродроны аддитивные технологии андроиды анималистичные АНПА антропоморфные Арт архитектура аэромобили аэропорты аэротакси безопасность безработица и роботы беспилотники бионика бионические больницы будущее бытовые роботы вакансии вектор вертолеты видео внедрения роботов внутритрубная диагностика водородные военные военные дроны военные роботы встречи высотные выставки газ Германия глайдеры горнодобыча городское хозяйство господдержка гостиницы готовка еды Греция грузоперевозки группы дронов гуманоидные дайджест Дания доение роботизированное доильные роботы дом домашние роботы доставка доставка беспилотниками доставка и роботы дронизация дронопорты дроны Европа еда железные дороги животноводство жилище захваты земледелие игрушки идеи измерения Израиль ИИ ИИ - вкратце инвентаризация Индия Иннополис инспекция интервью интерфейсы инфоботы Ирак Иран искусственный интеллект испытания исследования история Италия Казахстан как заработать Канада квадрупеды кейсы киборгизация кино Китай коботы коллаборативные роботы колонки коммунальное хозяйство компании компоненты конвертопланы конкурсы конспекты конструкторы концепты кооперативные роботы космос культура курьезы курьеры лабораторные роботы Латвия лесоустройство лизинг линки логистика люди и роботы магазины машинное обучение медицина медицина и роботы металлургия мнения мобильные роботы модульные мойка море морские мусор мусор и роботы навигация надводные наземные военные роботы налоги наука научные научные роботы необычные нефтегаз нефть Нидерланды Новая Зеландия Норвегия носимые роботы ОАЭ образование образовательная робототехника обучающие роботы общепит общепит и роботы общество Объединенное Королевство октокоптеры онлайн-курсы робототехники опрыскивание офисные охрана и беспилотники охрана и роботы парники патенты персональные роботы пищепром пляжи ПО подводные подводные роботы подземные пожарные пожарные роботы поиск полевые роботы полезные роботы полиция помощники Португалия порты последняя миля потребительские роботы почта право презентации пресс-релизы применение беспилотников применение дронов применение роботов прогнозы проекты производство производство дронов происшествия промышленность промышленные роботы противодействие беспилотникам псевдоспутники работа развлечения и беспилотники развлечения и роботы разгрузка разработка распознавание речи растениеводство регулирование регулирование дронов регулирование робототехники рекорды рисунки робомех робомобили роботакси роботизация робототехника роботрендз роботренды роботы роботы и автомобили роботы и мусор роботы и обучение роботы и развлечения роботы и строительство роботы телеприсутствия роботы-транспортеры робошум рои рой Россия Руанда сад садоводство сайт RoboTrends.ru сбор урожая сборка заказов сварка связь сделки сельское хозяйство сенсоры сервисные роботы синтез речи склады склады и роботизация смартроботы соревнования сортировка сотрудничество софт-роботика социальная робототехника социальные социальные роботы спорт спорт и дроны спорт и роботы спутниковая статистика строительство судовождение США такси телеком телеприсутствие теплицы теплосети термины терроризм тесты технологии техносказки тилтроторы ТНПА торговля транспорт транспортные роботы тренды трубопроводы трубопроводы и роботизация уборка Украина уличные роботы участники рынка фотограмметрия Франция химия хобби-беспилотники ховербайки Хождение цифры частоты чатбот шагающие роботы Швейцария Швеция шоу экзоскелеты эко-дроны экология электроника энергетика этика (робоэтика) Южная Корея юмор Япония

Подписка: RSS, Email, Telegram
  Информация