Почти 2 миллиона американских дальнобойщиков могут остаться без работы
05.08.2016До последнего времени разговоры о роботизированных автомобилях в большей степени оставались уделом техногиков и урбанистов. Теперь ясно, что уже в ближайшее время автономные грузовики могут произвести колоссальный эффект на американскую культуру и экономику.
В США дальнобойщики перевозят до 67% всех грузов - более 9.2 млрд тонн в год. По данным 2009 года, в стране насчитывалось порядка 2.4 млн тяжелых грузовиков (8-й класс) и 5,7 млн коммерческих трейлеров. В 2010 году их суммарный пробег составил 99.2 млрд миль. Средняя зарплата водителей - порядка $40 тысяч в год, при этом, чтобы водить грузовик по дорогам США не требуется даже диплом колледжа. Офисы логистических компаний дифференцированы по территориальному признаку и создают рабочие места практически во всех регионах.
Занятость создается не только для водителей. Грузовики необходимо строить и чинить, утилизировать, продавать - для них создаются заправки, мотели и дорожные забегаловки, в свою очередь, обеспечивающие функционирование малых общин в населенных пунктах, расположенных в непосредственной близости от автотрасс.
Когда речь заходит об автономных грузовиках, вполне понятно, что им непросто будет ориентироваться в городских условиях - необходимо учитывать массу факторов, включая почти хаотичное движение велосипедистов и пешеходов, множество дорожных знаков, наличие на дороге других автомобилей, водители которые могут вести себя подчас нестандартным образом. Другое дело - шоссе. Здесь необходимость в решениях возникает реже. Как правило, все, что требуется от грузовика, движущегося по междугородней автомагистрали, это следование по заданной полосе, поддержание оптимальной скорости и безопасной дистанции.
В отличие от легковушки, которая после установки всех необходимых сенсоров и камер начинает напоминать луноход, ощетинившийся антеннами и нацеленными в разные стороны объективами, грузовик обладает большей площадью, нет также и особых требований к его эстетике. Уже сейчас в разработках автопилотов для грузовиков достигнут так называемый “третий уровень автономности”, когда автомобиль способен перемещаться самостоятельно, а вмешательство водителя требуется лишь в тех редких ситуациях, где необходимо взять на себя определенную ответственность.
В июле первые беспилотные грузовики появились на трассе между Австрией и Германией. Это своего рода "автопоезда", где головную машину ведет человек, а несколько других грузовиков идут за ней в составе колонны в режиме follow me.
Такие автономные системы можно сравнить с “продвинутыми” системами круиз-контроля - за тем исключением, что автономные грузовики способны подворачивать руль. Разработкой систем автоследования по шоссе занимается, например, компания Otto, основанная 15 выходцами из Google. Производимые ею наборы, как ожидается, смогут доводить обычные тяжелые трейлеры до “третьего уровня автономности”. Коммерческая готовность решения ожидается еще до 2019 года.
Даже в России уже создана "рабочая группа", которая начала планирование в области роботизированных перевозок. Необходимо пересмотреть нормы проектирования дорог, их оснащение не только дорожными знаками, но и радиометками, которые будут информировать бортовые компьютеры автомобилей о сложных участках, скоростном режиме, о ДТП и т.п. Дорога С.Петербург-Новороссийск возможно первой будет оборудована для проезда машин в режиме автопилота.
О полной автономности грузовиков речь пока не идет - шоссе рано или поздно придется покинуть, а хаос городских улиц современным системам не по зубам. Но вряд ли кто-то сомневается, что рано или поздно роботы освоят и движение в городе. Возможно, для этого придется пересмотреть всю концепцию городского транспорта, но что с того?
У людей-водителей остается небольшой запас времени, чтобы подумать о новой специальности. Идет ли речь о 10, 5 годах? Трудно сказать. Единственно, в чем можно быть уверенным - это то, что в одних только США появление беспилотных трейлеров уже на первых этапах приведет к потере работы для двух миллионов человек. Вспомним, что когда число американских шахтеров, добывающих уголь, сократилось с 449 тысяч в 1920-м году до 80 тысяч в настоящее время, это стало одним из величайших социальных и политических кризисов.
Каким окажется решение проблемы такого количества людей? Время покажет. Возможные варианты - это, например, переобучение на новую специальность или безусловный доход, не зависящий от трудовой занятости для тех, кто потеряет работу из-за роботизации.
Смотрите связанные статьи Robo-педии:
- Автопилот / ИИ для замены водителя-человека
- Каталог производителей решений роботизации автомобиля
- Каталог решений роботизированного транспорта
- Новости роботизированных автомобилей
- Проблемы внедрения
- Роботизированные автомобили, робомобили
- Статус, прогнозы, статистика в области робомобилей
- Транспорт и роботы