Leonardo представил технологию диспетчирования гражданских беспилотников
15.03.2017Leonardo, один из крупнейших итальянских машиностроительных холдингов, анонсировал систему контроля и диспетчеризации воздушного трафика (air traffic management, ATM) для гражданских беспилотников, летающих на высоте свыше 150 метров. Система функционирует в том числе и за пределами прямой видимости оператора (beyond visual line of sight, BVLOS).
Технологический прогресс уже привел к возникновению беспилотных аппаратов, способных доставлять продукты покупателям и даже перевозить людей! Телеуправляемых и автономных. Дроны сегодня широко применяются при мониторинге инфраструктурных и природных объектов, БЛА используются для обеспечения безопасности территории и выявления нарушителей, в рамках поисково-спасательных операций, воздушного наблюдения, геологической разведки и аэрофотосъемки, не говоря уже об оптимизации сельского хозяйства. Для использования подобных новшеств в полную силу человечеству не хватает всего двух вещей - адекватного и детального законодательства, регулирующего функционирование беспилотников, и диспетчерской системы, способной обеспечить безопасность воздушного трафика.
Система Leonardo работает с беспилотниками, оснащенными технологией самоидентификации и позиционирования, а также средствами связи, передающими информацию о расположении дрона и статусе его навесного оборудования.
Масштабируемая облачная платформа взаимодействует с операторами и дронами через сеть LTE. Система позволит формировать публичный реестр аппаратов, она включает сеть безопасности, алгоритмы планирования маршрутов и миссий. Кроме того, система поможет создать сервис управления непредвиденными обстоятельствами.
Спецы из Leonardo также разработали симуляционную среду, позволяющую обмениваться информацией с беспилотными авиационными системами (remotely-piloted aircraft systems, RPAS), объединяя их данные в единую систему.
Следует отметить, что разработка появилась вовремя - китайское аэротакси eHang 184 поднимется в небо Дубая уже этим летом. Впрочем, в Дубае Leonardo уже не понадобится, власти страны договорились с Nokia о поставке системы UTM (UAV Traffic Management), основанной на использовании сетей связи LTE и предназначенной для управления трафиком беспилотников в воздушном пространстве города. ПО включает автоматическое рассмотрение заявок и выдачу разрешений на вылет, поддержание зон запрещенных для полетов. Система способна обеспечивать управление беспилотниками за пределами прямой видимости оператора.
В США тоже не дремлют - американский оператор сотовой связи, компания Verizon Wireless,
Amazon ждет не дождется, когда ему позволят доставить первые партии товаров при помощи БЛА. Планы американского гиганта розничной торговли фантастичны - Amazon уже запатентовал амбициозный план по строительству летающих распределительных центров, с которых малые беспилотники будут развозить товары по домохозяйствам.
Американская компания UPS, специализирующаяся в области экспресс-доставки и логистики, недавно показала журналистам испытания мобильного грузовика-“аэродрома” для курьерских дронов. Дроны покидают люк в крыше грузовика и выполняют доставку, двигаясь к заданным точкам по запрограммированному маршруту. Машина с водителем, тем временем, продолжает движение, а БЛА, избавившись от груза, догоняет её на дороге, садится и приступает к подзарядке.
В Airbus предложили оригинальную концепцию, которую уже успели окрестить термином pod (по англ. - "стручок"). Совместно с Italdesign, компания разработала пассажирский модуль Pop.Up - двухместную кабину транспортного средства, оборудованную автопилотом, которая может прикрепляться к мощному коптеру и совершать полеты из точки А и Б в автономном режиме.
В Uber также всерьез озаботились вопросом летающего городского транспорта. К штату компании присоединился бывший сотрудник NASA, инженер Марк Мур - сообщается, что он станет техническим директором авиационного крыла Uber. Цели корпорации амбициозны - речь идет о создании флотилии беспилотных летающих такси, которые разгрузят дороги.
Широкое и массовое применение беспилотного транспорта в небе крупных городов - вопрос ближайших 5-10 лет. Примерно такие же сроки отделяют мир от появления флотилий логистических курьерских дронов, снующих над мегаполисами по своим делам. К слову, дронам уже нашлось место в экосистеме городов - команда архитекторов (Хадид Айед Мохаммад, Ифэнь Чжао, Чэнда Чжу) не так давно создала концепт под названием “Улей” (the Hive), который занял второе место в ежегодном состязании по дизайну небоскреба eVolo. Они изобразили башню, которая могла бы стать вертикальным аэродромом для дронов в густонаселенных мегаполисах, а Amazon запатентовал зарядные устройства для дронов, которые можно будет устанавливать на фонари уличного освещения и другие элементы уличной инфраструктуры - столбы с оборудованием сотовой связи, офисные здания, рекламные щиты, опоры электропередач и другие вертикальные структуры. Теперь Leonadro решит вопрос диспетчирования новоявленного “роя”.
К слову, законодательство развитых стран уже меняется - пусть и со скрипом. Так, в Виргинии, США, регулятор уже разрешил Starship Technologies доставлять товары при помощи наземных роботов. Аналогичные законопроекты в настоящее время рассматриваются также в штатах Айдахо и Флориде.
+ +