России необходимо срочно корректировать законодательство под беспилотный транспорт
14.06.2017Таким мнением делится Никита Куликов в
В России возможно принятие регуляторики только "сверху". Требуется корректировать ПДД, ФЗ "О безопасности дорожного движения", КоАП и другие смежные законы, а также подзаконные акты. Ряд вопросов при этом является крайне непростыми - по части обязанностей и ответственности. Отдельная тема - необходимы разрешения на тестирования, как в условиях специальных полигонов, так и на отдельных участках дорог общего пользования - это особенно актуально, учитывая сколько российских компаний уже располагают продуктами, требующими тестирования. С началом этой работы мы уже запаздываем относительно ряда стран, где разрешены испытания или разработаны первые версии законов.
Что конкретно предлагается делать?
- Законодательно закрепить терминологию, сформулировать первичные требования к безопасности при тестировании беспилотников в рамках полигонов и на дорогах общего пользования, дать право регионам принимать подзаконные акты в отношении беспилотного транспорта.
- изучить действующее законодательство на предмет того, что потребуется корректировать
- разработать технические регламенты, необходимые для сертификации и таможенного регулирования
- подвязать к процессу обсуждения и выработки новых законов и поправок также автостраховщиков
- заложить возможности установки необходимых для эксплуатации беспилотников внешних систем, например, датчиков, в инфраструктуру дорог и городов
- участвовать в процессах корректировки мирового законодательства
+
Я сомневаюсь в том, что в современной России можно будет изолированно создать хорошие, грамотные комплексы законов для столь новой технологии, как беспилотный транснпорт. В чем не сомневаюсь, так это в том, что если это будет сделано, особенно без увязки российского законодательства с законодательством стран, которые также будут активно внедрять у себя беспилотный транспорт, мы лишь потеряем время и затем придется еще раз все переделывать уже в рамках "гармонизации" отечественного и зарубежного законодательства.
Это не значит, что отечественным регуляторам следует сидеть в ожидании того, что кто-то сделает за них их работу. Прежде всего следует предоставить всем желающим, включая отечественные и зарубежные компании, максимум свободы в тестировании автономных транспортных средств на специальных полигонах, не вводя для этого никаких регламентов и ограничений. При необходимости, создать дополнительные полигоны для испытаний. Для тестирования техники на дорогах общего пользования стоит воспользоваться имеющимся опытом организации тестирования тех стран, где автономный транспорт уже проехал по дорогам общего пользования миллионы километров, прежде всего, опытом США и Германии.
Регуляторам следует включиться в работы над сводами правил для регламентирования беспилотников, которые ведут международные организации. В ООН, например, такая работа уже идет. Будет ориентир - можно будет готовиться к корректировке необходимых российских законов и актов, принятию регламентов и т.п.
+ +