RPA
RPA -- Автоматизация
RPA (Robotic Process Automation - автоматизация бизнес-процессов предприятия, основанная на применении программых ботов). RPA подразумевает роботизацию массовых, повторяющихся и не требующих особых компетенций рутинных задач “белых воротничков”.
На 2019 год речь идет о базовой автоматизации процессов (в области IT и бизнеса в целом) при помощи скриптов или "ботов". Классический кейс внедрения - интеграция старых систем и “автоматизирующих узлов” современных технологий, например автоматизация отслеживания доставок. Внедрение RPA ускоряет цифровизацию компаний и адаптирует их к реалиям нового времени. Основные пользователи RPA - банки, страховые компании, телекоммуникационные и коммунальные предприятия.
Многие специалисты отмечают “топорность” и некоторую примитивность RPA. В Сбербанке РФ уже заявили в феврале 2019 года, что недавно внедренные бизнес-роботы на базе AI виноваты в миллиардных потерях. Тем не менее, предприниматели охотно идут на внедрение RPA, поскольку это позволяет создавать рабочую силу буквально “из воздуха”: известны кейсы замены ботами целых колл-центров и страховых компаний!
Выделяют также DPA (Digital Process Automation) - автоматизация цифровых процессов. В отличие от RPA, стратегия обращена не на сокращении издержек компании, а на наиболее качественную интеграцию бизнеса в окружающую экосистему. DPA предусматривает развертывание сотен и тысяч процессов, связанных с обеспечением клиентов наиболее качественным обслуживанием. Подход отлично дополняется ботами RPA - такая связка обеспечивает компании динамически улучшаемую “бесшовную” автоматизацию. Будущее подобных систем связано с их интеграцией с low-code платформами: виртуальными “конструкторами”, позволяющими разрабатывать приложения без каких-либо навыков высокоуровневого программирования.
Классическая RPA эволюционирует в “интеллектуальную” IPA, дополняющую программных ботов системами машинного обучения, алгоритмами с элементами искусственного интеллекта, компьютерным зрением и прочими современными технологиями. Компаниям уже не приходится задумываться о том, каким образом следует привлекать людей к рутинным операциям любой сложности - инноваторы проектируют процессы исходя из возможностей роботов, а не живых сотрудников. Подход устраняет расстояния, задержки и простои: большинство процессов исполняются в тот же момент, как их инициируют клиенты компании.
Неавтономные (attended) боты и системы, функционирующие при участии человека, также набирают популярность и даже теснят на рынке своих автономных “коллег”. Тенденция обуславливается тем, что во многих случаях автоматике требуются суждения и квалифицированная экспертиза человека-специалиста. Речь идет, например, о сценариях, требующих оценки надежности контрагента.
Прогнозы и оценки
2019.06.29 По оценкам Gartner, рынок решений RPA достигнет $1.3 млрд до конца 2019 года. Gartner показывают, что объемы рынка ПО, связанного с сектором RPA, возросли на 63.1% в 2018 году, достигнув отметки в $846 млн.
2019.01.21 В ноябре 2018 года Gartner опубликовали прогноз, согласно которому объемы рынка RPA должны будут достичь $2.4 млрд к 2022 году. Прогноз, опубликованный порталом analyticsinsight, предполагает рост этого рынка до $1.7 млрд к 2019 году и $2.9 млрд к 2021 году. К тому времени решения RPA внедрят до 85% крупных и очень крупных организаций. Markets&Markets прогнозируют рост рынка RPA до $2.46 млрд к 2022 году со среднегодовыми темпами на уровне 30.14%.
В 2018 году Организация экономического сотрудничества и развития опубликовала прогноз, согласно которому до 14% работ в странах-членах ОЭСР относятся к категории “легко автоматизируемых” / robotrends.ru
Поставщики решений
SAP iRPA (SAP Intelligent Process Automation, ранее решение Contextor)
UiPath - разработчик платформы RPA, которая используется, в частности, предприятиями ММК.
Кейсы RPA
Интересные факты
2020.05.07 Автоматизация и банки. ВТБ начал использовать программную автоматизацию для обработки претензий клиентов, включая принятие решений. Без участия людей анализируется более 10% обращений, принимается каждое пятое положительное решение по операциям в банкоматах. В перспективе уровень автоматизации планируется поднять до 70%. /
2020.01.29 МегаФон также занимается RPA, причем не только внутри, но также продвигая свою платформу "Цифровой юрист", как сервис, адресованный B2B и B2G. Платформу МегаФон разработал в партнерстве с Nlogic. Основные ее элементы - нейросеть и технология оптического распознавания символов (OCR). В составе сервиса - три основных продукта, призванные разгрузить бэк-офис клиента за счет освобождения операционного персонала от рутинных задач, которые могут занимать до 70% рабочего времени. Это "Конструктор документов", "Судебная платформа" и "Система по распознаванию первичной документации".
2020.01.27 В октябре 2018 года
2019.12.12 МегаФон запускает облачное решение «Интеллектуальная обработка вызовов» на базе технологии искусственного интеллекта. Что дает новый продукт МегаФона? Он позволяет совершать исходящие обзвоны или прием вызовов без привлечения операторов. Интеллектуальная обработка вызовов позволит снизить трудозатраты, сократить расходы, улучшить качество выполнения задач. Робот предоставляется по модели "решение как услуга", клиенты оплачивают только минуты, отработанные роботом. Если в МегаФон угадали с ценником, решение может оказаться востребованным рынком. Подробнее:
2019.06.21 В Группе НЛМК активно замещают живых сотрудников ПО RPA. Роботизацией занимаются чеытре специалиста Центра корпоративных решений (ЦКР). Работой руководит начальник управления роботизации и аналитики ЦКР Дмитрий Швырев. Программные роботы способны решать более 10 задач. Для оценки эффективности работы роботов используют три критерия: экономические эффекты, ускорение и повышение качества выполнения задач. В Группе НЛМК окупаемость роботизированных систем не должна превышать двух лет. Среди профессий "роботов": обработка банковских выписок, формирование статистических отчетов, обработка вложений электронной почты и не только. |
2019.03.20 ММК назвали успешным во внедрении программной роботизации. /
2019.03 Бесплатный чатбот-“адвокат” DoNotPay помог пользователям из Объединенного Королевства оспорить свыше 160 тыс. штрафов за парковку на общую сумму порядка £7 млн. Система помогает не только англичанам, но и множеству жителей США.
В 2017 году разработчик DoNotPay Джошуа Бродер намеревался расширить возможности бота, охватывая ими свыше тысячи отраслей права.
2019.02.11 Российская IT компания GMCS и UiPath, известная в мире своими разработками в области RPA (Robotic Process Automation) договорились о партнерстве. UiPath открыла офис в России на занялась локализацией технологий и услуг. GMCS поможет UiPath в продвижении решений на российском рынке, российская компания уже ведет порядка 10 пилотных проектов по RPA. Впрочем, в GMCS есть и портфель собственных RPA-проектов.
2019.01.24 Исследование UiPath свидетельствует о том, что до 78% офисных работников из Объединенного Королевства не боятся роботизации и позитивно относятся к автоматизации бизнес-процессов (RPA).
Смотрите связанные статьи Robo-педии:
Публикации по теме:
- 09.04.2020 Карантин ускорит рывок к мировой автоматизации?
- 30.01.2020 "Роботы" возьмут на себя рутину документооборота и позволят выйти на работу людям с ограниченной мобильностью
- 30.09.2019 AI: В АйТеко разработали чат-бот на базе искусственного интеллекта
- 27.07.2019 Автоматизация: Общество и RPA: первые итоги
- 29.06.2019 Роботизация: Бурный рост RPA. Базовая автоматизация
- 20.05.2019 Роботизация: Роботы пришли за скучной работой
- 14.05.2019 Роботизация: Все без ума от SAP iRPA?
- 11.03.2019 К чему приведет массовое внедрение AI в американских компаниях
- 11.02.2019 В России будет больше RPA
- 21.01.2019 RPA, DPA и IPA: интеллектуальная роботизация нового мира
- 19.01.2019 Хроники будущего: формы роботизации