Добывающие компании и роботизация (роботизация добычи)
Добывающие компании и роботизация -- Роботы по отраслям и назначению
Также по теме - подводная добыча ресурсов
Роботизация добывающих компаний идет по ряду различных направлений. Роботизации могут подвергаться непосредственно добывающие средства, например, бурильные установки или экскаваторы, а также транспорт, работающий на площадках - самосвалы, а также транспорт, обеспечивающий перевозку добытой породы, например, локомотивы и другая техника.
Роботизация позволяет избавиться от такой растущей компоненты расходов, как заработная плата работников-людей, стоимость роботизированного оборудования, напротив, идет сейчас вниз.
Роботы аккуратнее обращаются с оборудованием, например, оптимально пользуются тормозами, способны плавно набирать ход и придерживаться оптимального с точки зрения экономии топлива скорости движения. Кроме того, они работают в режиме 24/7.
Конец 2016 года ознаменовался массовым развертыванием беспилотных систем в добывающем секторе - речь идет о все более активном использовании автономизированных грузовиков, буровых установок и даже поездов, которые не только повышают эффективность добычи полезных ископаемых, но и сокращают потребности в персонале, что особенно важно для развитых стран с высоким уровнем средней заработной платы.
На начало 2019 года массовый выпуск роботизированных карьерных самосвалов налажен в Японии и в США. Также начался выпуск роботизированных карьерных самосвалов компанией БелАЗ и китайской корпорацией Mongolia North Heavy Industries Group Co., Ltd. Идут разработки автономного электросамосвала Volvo, экспериментируют с автономной техникой на КАМаЗе.
По заявлениям китайских разработчиков, семь автономных карьерных самосвалов демонстрируют ту же эффективность, что и девать самосвалов, управляемых людьми. Топливные издержки сокращаются на 6%, а выработка повышается на 49%. Программа китайских властей подразумевает переход добывающей промышленности к автоматизации до 2020 год
Вероятно, наилучших результатов в данной области достиг австралийско-британский концерн Rio Tinto, третья по величине транснациональная горно-металлургическая компания. Под конец 2018 года, автономные поезда гиганта накатали свыше 1 млн км: система обслуживает 14 австралийских шахт и доставляет руду в четыре портовых терминалов, причем лишь две шахты обслуживают люди.
Напрашивается вполне очевидный прогноз. Рост себестоимости горнодобычи, в том числе, за счет роста заработной платы, уменьшает сроки окупаемости автоматизации процессов добычи и транспортирвки. Это стимулирует горнодобывающие компании все активнее внедрять самоуправляемую технику. Дополнительные стимулы - это снижение числа несчастных случаев и повышение эффективности использования техники за счет отказа от использования человеческого труда в процессе добычи и транспортировки.
Большим интересом будут пользоваться комплексные решения - централизованные системы, позволяющие работать с флотом автономного транспорта и другими системами.
Используются также летающие беспилотники, например, для поиска залегания полезных ископаемых, для мониторинга хода добычи и т.п. Лазерное сканирование на базе БЛА - это возможность создать 3D-модель из облака точек в ходе постобработки данных лазерного сканирования. Это позволяет определять объемы горной выработки при добыче полезных ископаемых открытым способом. Ежемесячные облеты с целью определения объемов с помощью БЛА становятся привычной рутиной горнодобывающих компаний.
Ожидается появление роботизированных буровых установок, в том числе, подводных буровых способных работать на шельфе, прежде всего, в Арктике.
Есть разработки в области подводной добывающей техники, подводные экскаваторы, например.
Оценки и прогнозы
2020.03 Достоверные оценки по рынку роботизации добывающей промышленности отсутствуют. Тем не менее, по данным MarketWatch, в 2021-2023 годы рынок роботов для горнодобывающей промышленности будет расти на 27% в год.
Россия - участники рынка
VIST Mining Technologies, Россия
Разработка системы автоматизации карьерного грузовика. Подробнее на карточке VIST Group.
Газпром нефть, Россия
2021.10 "Газпром нефть" и "Газпром бурение"
Прототип уже создан в рамках проекта "Энерготехнохаб Петербург". Среди участников кроме "Газпром нефти" - "Уралмаш НГО Холдинг", Yandex Cloud и московская компания Битроботикс.
Институт угля ФИЦ УУХ СО РАН (Институт угля Федерального исследовательского центра угля и углехимии СО РАН)
2022.08 Разработка роботизированных модулей горно-шахтного оборудования и систем управления. В частности, идет разработка двухсекционной роботизированной крепи, которая частично крепит выработку во время цикла работы проходческого комбайна, что сокращает или устраняет его простои. Оператор может управлять работой крепи дистанционно. Создан образец-макет.
Также разрабатывается прототип обнаружения препятствий автономным транспортным средством, пока что стадия макета. Источник
Интехрос, Россия, Воронеж
2022.01 Разрабатывает и выпускает специальную технику для горнодобычи. Например, Р100.
Цифра Роботикс (входит в ГК Цифра), Россия
Подробнее (
Автономная и дистанционно управляемая карьерная техника. Компетенции в области ИИ. Совместно с российскими компаниями разрабатывает цифровую платформу - интегрированное решение "От интеллектуального карьера до обогатительных фабрик". Платформа позволяет оцифровать с помощью технологии ИИ все этапы горной добычи.
Цифровые технологии (НЦ "Цифровые технологии" КузГТУ)
2022.08 Разрабатывают систему беспилотного управления карьерным самосвалом в рамках проекта «Разработка и создание высокотехнологичного производства автономных тяжелых платформ для безлюдной добычи полезных ископаемых в системе «Умный карьер». Научить обходиться без водителей планируют карьерные самосвалы 220 т и другие грузовики с грузоподъемностью 30 т, 90 т, 125 т и 240 т. Разработка идет с 2020 года, сейчас в работе уже третий вариант модели карьерного самосвала. Пока что прототип оснащен системой дистанционного управления, но в дальнейшем его водителем станет бортовая система ИИ. В конце 2022 — начале 2023 года планируется приступить к производственным испытаниям в карьере. Источник
Видео по теме "
Зарубежные участники рынка
Канада
MacDonald, Detteiler and Assocoates
Норвегия
Nabors
США
Autonomous Solutions
Caterpillar
Kairos Autonomi
NREC
Объединенное королевство
Soil Machine Dynamics
Крупнейшие потребители в России
Норникель
2021.11.26 Система подземной автоматизации Sandvik AutoMine доступна на рынке с 2004 года, когда ее впервые установили на подземном медном руднике Codelco El Teniente в Чили, где в районе Pipa Norte была реализована полуавтономная загрузка. За прошедшие с тех пор 15 лет более 65 горнодобывающих компаний по всему миру перешли на использование AutoMine для повышения производительности и безопасности горных работ, как с грузовиками, так и с туннельными погрузчиками LHD. И вот, наконец, первая система AutoMine появилась в России. Передовиком стал никель-медный рудник Скалистый, входящий в ГМК Норильский никель. Подробнее.
2020.02.14 Впервые в России на подземном руднике Норникеля начал движение беспилотный подземный самосвал.
СУЭК
2020.08.24 "Сейчас ведем промышленные испытания роботов. В республике (прим ред. Хакасия) такого оборудования больше ни у кого нет. Надеюсь, к концу года мы запустим 5-6 таких роботов. Для их управления требуется всего 2 человека", - Алексей Килин, гендиректор ООО СУЭК-Хакасия. /
Крупнейшие потребители за рубежом
Rio Tinto, Объединенное Королевство
Британская горно-металлургическая корпорация Rio Tinto - это крупнейший в мире владелец и оператор грузовых роботизированных транспортных средств. Компания уже давно выступает за широкую автоматизацию горнодобывающей промышленности. В начале 2018 года парк автономных самосвалов Rio Tinto достиг рубежа 1 миллиард тонн перевезенного материала на железнорудном рудике в Австралии. Роботизированный флот компании на шахтах Западной Австралии составлял 69 самосвалов на конец 2015 года.
Горнодобывающие предприятия с их высоким коэффициентом использования транспортных средств это подходящие полигоны для тестирования новых автономных технологий. Промышленность может получать преимущества автоматизации в виде повышения безопасности труда и роста его производительности, - уверен Бьорн Винблад, Скания Майнинг.
В среднем, каждый автономный самосвал на шахте RioTinto, работал на 700 часов больше, нежели, чем пилотируемый человеком самосвал, на его погрузку-разгрузку было затрачено на 15% меньше средств. Не было зафиксировано ни одной травмы при использовании роботизированных самосвалов с момента их внедрения в процесс горнодобычи. По итогам компания приняла решение об ускорении автоматизации за счет еще более широкого использования робосамосвалов. В частности, до конца 2019 года планируется расширить флот компании с 80 роботизированных самосвалов до более, чем 140 до конца 2019 года.
В 2018 году, Rio Tinto также внедрила первую в мире автоматизированную транспортную железнодорожную систему для перемещения породы на дальние расстояния. Программа Auto Haul стоимостью $940 млн направлена на автоматизацию поездов, перевозящих железную руду в портовые сооружения Rio Tinto в регионе Пилбара на западе Австралии. Среднее расстояние, которые проходят поезда на пути до порта и обратно, составляет 800 км, средний цикл, включающий погрузку и разгрузку, занимает 50 часов. Локомотивы, оснащенные ПО Auto Haul оснащены камерами, видеопоток с которых обеспечивает возможность постоянного мониторинга из операционного центра компании. Все железнодорожные переезды также оснащены системами видеонаблюдения, подключенными к центру управления.
В Rio Tinto изучают также возможности использования небольших автопилотируемых самосвалов для обеспечения большой гибкости в работе транспортной системы. В частности, компания тестирует автономную транспортную систему, разработанную Scania на предприятии Dampier Salt в Западной Австралии. Первый этап испытаний начался в августе 2018 года, он включает использование автономного самосвала Scania XT 8x4. Для “обучения” автопилота этого самосвала, на начальных этапах водитель остается в кабине, чтобы следить за его работой и, при необходимости, вмешиваться. Затем, как ожидается, необходимость в “присмотре” исчезает. На следующих фазах реализации проекта планируется добавить еще несколько автономных самосвалов Scania, чтобы проверить возможность их “роевой” работы и возможности системы интеллектуального управления транспортным флотом.
Vale, Бразилия
Бразильская металлургическая и горнодобывающая компания Vale планирует эксплуатировать свой рудник Brucatu исключительно с использованием автономных самосвалов уже в 2019 году. В течение шести лет исследований и испытаний, здесь использовались 7 автономных самосвалов для транспортировки железной руды с фронта добычи на обогатительную фабрику, а также 6 традиционно управляемых самосвалов. Основываясь на собранных данных в Vale ожидают рост сроков службы своего оборудования примерно на 15%, а также снижения потребления топлива и расходов на ТО на 10%.
Примеры внедрений
Австралия, шахты концерна Rio Tinto
Добывающий австралийско-британский концерн Rio Tinto использует 73 автономизированных грузовика Komatsu, Япония для перевозки железной руды с четырех австралийских шахт - автономные устройства трудятся 24 часа 7 дней в неделю. В 2015 году их было 69. Грузовики получают сырье с роботизированных буровых установок и отвозят их к поездам. Локомотивы в 2017 году также дорабатывают - в ближайшее время их “научат” перевозить сырье к порту полностью автономно. Роботы возьмут на себя управление, а также процессы погрузки и разгрузки. Автоматизация сулит сокращение издержек.
BHP Billiton, крупнейшая в мире добывающая компания, также осваивает беспилотные грузовики на железных шахтах в Австралии.
Канада
2017.02 BHP Billiton, крупнейшая в мире добывающая компания, также осваивает беспилотные грузовики на железных шахтах в Австралии. Лидирующий канадский нефтедобытчик Suncor Energy испытывает аналогичное оборудование на песчаных полях Альберты. Испытания самосвалов-роботов начались в Канаде еще в 2013 году, в 2015 году был подписан контракт на закупку 175 роботизированных самосвалов Komatsu для Suncor Energy.
Сингапур
2017.02 В Сингапуре испытывают роботизированные “автопоезда” с ведущим автомобилем, управляемым человеком.
США
2019.01 Компания Komatsu завершила годичные испытания системы автономных перевозок на испытательном полигоне в Тусоне, Аризона, США.
2019.01 Автономную систему перевозок FrontRunner компании Komatsu America Corp. перевели на работу с частной сетью 4G/LTE.
По состоянию на 2017.02 автономные самосвалы разработали и в Caterpillar - американские машины успешно применяет, например, добывающая компания Fortescue Metals Group.
Чили
Компания Komatsu впервые внедрила систему автономных перевозок в коммерческом режиме еще в 2008 году на медном руднике Кодрико Габриэла Мистраль (Gaby) в Чили. В ноябре 2018 года было зафиксировано перемещение системой автономных перевозок 2 млрд тонн поверхностных материалов.
2019.01 Автономную систему перевозок FrontRunner компании Komatsu America Corp. перевели на работу с частной сетью 4G/LTE.
Новости
2020.02.14 Впервые в России на подземном руднике Норникеля начал движение беспилотный подземный самосвал.
2019.11.09 Роботизированные буровые установки для добычи углеводородов в Арктике могут появиться к середине XXI века, считает научный руководитель Института нефтегазовой геологии и геофизики имени А.А.Трофимука (ИНГГ, Новосибирск) академик Алексей Конторович. "Ведутся работы по созданию роботизированных буровых установок, по подготовке газа к транспортировке и так далее, которые могут работать подо льдами Арктики". /
----
Смотрите связанные статьи Robo-педии:
Смотрите связанные статьи Robo-педии:
Публикации по теме:
- 17.10.2023 Square Robots привлекла $5 млн на разработку инспекционных роботов
- 08.08.2022 В Кузбассе планируют роботизацию
- 28.03.2022 Австралийская MACA готовит крупную флотилию автономной горнодобывающей техники
- 02.02.2022 Интехрос представил робототехническую систему Р-100 с комбинированным ходом
- 26.11.2021 В России запущена система Sandvik AutoMine на руднике Скалистый
- 20.03.2021 "Газпром нефть" и Fanuc договорились о совместных исследованиях
- 18.05.2020 Роботы-самосвалы БЕЛАЗ подключили по 5G Билайн
- 10.06.2019 Роботизация: В Кузбассе будут внедрять роботизированную карьерную технику
- 09.05.2019 Удаленное управление тяжелой техникой по сети 5G
- 17.03.2019 Автономные самосвалы сокращают расходы на горнодобычу
- 06.02.2019 Китай автоматизирует добывающий комплекс?
- 21.01.2019 Автономные грузовики подключат по LTE
- 31.12.2018 Австралийские труженики: робопоезда Rio Tinto
- 06.09.2018 Шахта будущего
- 21.07.2018 Дайджест робототехники: Тяжелый китайский ТНПА; WorldSkills и промышленные манипуляторы; Роботизированные БелАЗы обкатают в Кузбассе
- 16.03.2017 Добывающие компании все чаще обращаются к автоматизации
- 11.10.2016 КАМАЗ и ВИСТ Групп займутся карьерными роботизированными самосвалами для ММК